Персонал тверского склада крупнейшего российского интернет-магазина “Озон” пытался добиться соблюдения правил пожарной безопасности на предприятии. Компания на запросы не реагировала, и работники обратились к прессе и интернет-телевидению. От активистов потребовали объяснительные, обвиняя в нарушении кодекса корпоративной этики компании. Точнее, в нарушении отсутствующих в этом кодексе правил. Одному из работников вынесли выговор.
Только за прошедшие пару недель сгорели несколько огромных складских комплексов: цветочный рынок на Комсомольской площади в Москве, “Оби” в Химках, торговый центр “Стройтракт” в Балашихе, два склада во Владивостоке. Ранее, 3 августа, также сгорел склад компании “Озон”, расположенный в селе Петровское Истринского района Московской области. Пожары привели не только к миллиардному ущербу, но и к гибели и серьезным травмам людей. Казалось бы, эти случаи должны настроить владельцев торговых центров и складских комплексов на максимальную бдительность и усиление мер безопасности. Однако прямо сейчас сотрудников тверского склада “Озона” подвергают дисциплинарным наказаниям за то, что они разными способами пытаются добиться соблюдения правил противопожарной безопасности.
Темой соблюдения этих правил первичка профсоюза работников АПК на тверском складе “Озона” обеспокоилась, естественно, после августовского пожара. Тогда работники сами выявили множество нарушений и обратились к работодателю:
- Мы предложили работодателю устранить нарушения правил пожарной безопасности. 19 августа зарегистрировали документы. Наши предложения от профкома: нужны перекатка пожарных рукавов, замена настила пола на мезонинах, стеллажах, проверка огнетушителей. Часть огнетушителей на складе оказались пустыми, некоторые шкафы пожарных кранов были загромождены пустыми поддонами, что препятствовало доступу к пожарному оборудованию, - рассказал Сергей Виноградов, председатель первичной профорганизации на тверском складе компании “Озон”.
Тем временем их работодатель получал помощь от государства: на следующий день после пожара правительство выделило “Яндексу”, “Озону” и “ВКонтакте” льготный кредит совокупно на 130 млрд руб. А 31 августа стало известно, что “Озон” направил письмо вице-премьеру, главе Минпромторга Денису Мантурову с просьбой предоставить льготный кредит на совершенствование систем пожарной безопасности на всех своих объектах, а также на приобретение участка земли в Подмосковье - под строительство нового логистического объекта. Кредит компания просила на семь лет, для усовершенствования пожарной безопасности предлагала создать рабочую группу с МЧС РФ, которая пересмотрит системы пожарной безопасности и выработает технические задания. Участок компания запросила размером “не менее 18 - 22 га”, с подведенными коммуникациями и дорогами. А еще - желательно в качестве меры поддержки присвоить этой территории льготный статус по аналогии с ТОСЭР.
То есть на словах компания заявляла о желание всерьез улучшить свои системы пожаротушения. На деле же профсоюз обращался к работодателю неоднократно по поводу уже существующих и устранимых проблем, но максимум что получил - перекатку пожарных рукавов. Более того, “Озон” снял видеоролик, в котором отчитался о прекрасном состоянии пожарной безопасности на складе.
Тогда профком снял свое видео, в котором зафиксировал, как дела обстоят на самом деле. Кроме того, первичка поучаствовала в съемках передачи “SHOT ПРОВЕРКА: “Зона” OZON. Рабский труд с риском для жизни”, для которой и предоставила снятые кадры с фиксацией нарушений в системе обеспечения пожарной безопасности. В надежде хоть так привлечь внимание к реальному риску для жизни работников.
“Солидарность” сделала новость на сайте о съемках этого видео. И от двух работников, участвовавших в съемках передачи, компания потребовала написать объяснительные.
- С этих работников потребовали объяснительную, обвинив их в нарушении “Кодекса корпоративной этики и этики делового поведения компании”, его раздела “Публичные выступления, высказывания и раскрытие информации в социальных сетях”, - говорит Виноградов.
“Солидарность” решила заглянуть в эту главу кодекса. Она звучит так: “Ozon активно освещает свою деятельность в публичном поле. Сотрудники Ozon дают интервью и комментарии в медиапространстве, участвуют в семинарах, конференциях и прочих внешних мероприятиях. Компания использует социальные сети для внешних и внутренних коммуникаций. Мы с ответственностью подходим к нашему облику в социальных сетях, к словам, опубликованным материалам и не используем оскорбительных или унизительных выражений. При раскрытии любой информации, связанной с Компанией, мы действуем осмотрительно и осторожно”. Казалось бы, сложно нарушить столь позитивные правила, для этого нужно кого-то оскорблять. Но вот работникам претензии были предъявлены совсем другие:
“О любом планируемом публичном выступлении работники информируют своего руководителя и PR-подразделение компании и получают рекомендации по возможному раскрытию информации. С вашей стороны не поступало информирования в адрес вашего руководителя, PR-подразделения компании об указанном выше выступлении”.
Никаких таких правил в кодексе нет, но с работников потребовали объяснительные из-за их нарушения. С явным намерением объявить дисциплинарное взыскание за несоблюдение выдуманных правил. За то, что люди пытались добиться устранения действительных нарушений, которые могут привести к многочисленным жертвам.
- Один из членов моей первички написал объяснительную. А второй на требовании объяснительной просто написал, что профсоюз никому не подотчетен и не подконтролен. И объяснительную никакую писать не стал. И на первого наложили дисциплинарное взыскание, объявили ему выговор. А второй взыскания пока не получил. Два дня отработал - и ничего.
Естественно, профком планирует оспорить в суде несправедливо наложенное взыскание. Между тем это, скорее всего, не единственное судебное разбирательство, которое предстоит первичке.
- Я на днях был на приеме у прокурора Тверской области, и мне было сказано, что работодателю вынесено представление относительно непроведения СОУТ на наших трех рабочих местах, рассказывает Виноградов. - В 2020 году проводили спецоценку в отношении 25 рабочих мест и 20 аналогичных. И одно из этих 25 рабочих мест было мое. Я не согласился с результатами, с замерами, с цифрами. И обжаловал это через инспекцию труда. Инспекция вынесла предписание провести внеочередную СОУТ в отношении конкретно моего рабочего места до 28 октября 2021 года. Но вместо этого они провели СОУТ. Информацию вообще не предоставили, я не знаю, какие рабочие места оценивались, хотя мне, как председателю первичной профсоюзной организации, должны были предоставить эту информацию. Плюс не предоставили никакой информации по тяжести трудового процесса и напряженности (подъем тяжестей, количество наклонов корпуса и т.д.), а это основные вредные факторы на моем рабочем месте.
По словам Виноградова, работодатель для документов по спецоценке дал информацию только по микроклимату, шуму, свету. Другую же информацию не предоставили ни председателю, ни даже инспекции труда.
- С той же проблемой столкнулись и двое моих коллег, - говорит предпрофкома. - Мы послали мотивированное мнение по поводу нарушений методики проведения спецоценки. Мы просили создать комиссию. Получили ответ через два месяца, что все было в рамках методики. На наше мнение наплевали. И тогда мы обратились в прокуратуру. Сейчас работодателю вынесено представление. Если он не исполнит предписанное - прокуратура уже должна будет подать на них заявление в суд.