Центральная профсоюзная газета16+
Очень большой брат

Как отделить контроль над работником от незаконной слежки

Любое предприятие стремится к максимальной эффективности, для чего все чаще применяются автоматизированные системы контроля производительности сотрудников. Это законно - до тех пор, пока не превращается в тотальную слежку за поведением людей. Вместе со специалистами “Солидарность” разбиралась, как сегодня развиваются системы контроля производительности труда, как это меняет рабочие процессы и трудовые взаимоотношения и какие технологии могут оказать наибольшее влияние на методы контроля в ближайшем будущем.

ПРАВО КОНТРОЛИРОВАТЬ

Для начала скажем, что в контроле работника со стороны работодателя нет ничего противозаконного и аморального. Как уточняет руководитель правового департамента Федерации независимых профсоюзов России Яков Купреев, “нужно понимать, что трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату своей трудовой функции. И ключевые определения - в интересах, под управлением и контролем работодателя”. Купреев подчеркивает, что контроль за работником - это и право, и обязанность работодателя в рамках трудовых отношений.

Такой контроль логичен в той мере, в какой он служит основным задачам любой организации - максимально эффективному функционированию. В каком именно виде выражается эта эффективность - вопрос специфики. У машиностроительного завода и, скажем, научно-исследовательского института показатели могут существенно отличаться. Важно то, что системы контроля должны помогать добиваться этой самой эффективности, не ущемляя законных прав работников.

Исходя из этого, автоматизированные системы используются в первую очередь для контроля как раз тех участков, где нарушение рабочих процессов может больнее всего ударить по эффективности предприятия в целом. Для этого применяются различные системы и методы, зачастую в комплексе.

- Естественно, и руководителя, и кадровую службу компании-работодателя интересует присутствие работника на своем рабочем месте, эффективность использования рабочего времени, - рассказывает заместитель председателя Московской коллегии адвокатов “Юлова и партнеры”, сооснователь организации Forensic Alliance Александра Гончарова. - Для этого применяется целый спектр средств контроля. Это системы контроля доступа в организацию, позволяющие фиксировать время прихода и ухода работника с рабочего места; системы удаленного доступа к компьютерам работников, позволяющие в режиме реального времени проверить, чем они заняты на рабочем месте; специализированные информационные системы, позволяющие отслеживать использование работником предоставленной рабочей техники, корпоративной почты, корпоративных аккаунтов в мессенджерах и социальных сетях.

По данным hh.ru, почти каждый четвертый работодатель (23%) признал, что использует технические средства контроля за активностью/продуктивностью сотрудников и делает это именно на таком основании. В основном для контроля используются онлайн-программы - об этом заявили 76% работодателей и 61% соискателей из тех компаний, где есть подобная практика (чаще всего те, что работают в гибридном или удаленном формате).

ГИПЕРКОНТРОЛЬ И ГИПЕРУЧЕТ

Значительный шаг вперед средства контроля сделали в период пандемии, когда работодателям приходилось переводить на удаленку целые трудовые коллективы. В этих условиях высокотехнологичные средства контроля стали играть решающую роль для организации работ.

Средства, позволяющие контролировать поведение сотрудников, постоянно развиваются и становятся все более автоматизированными.

- Возможности современных автоматизированных систем позволяют делать снимки экранов, осуществлять перехват нажатия клавиш на клавиатуре и даже записывать звук и разговоры, - говорит Александра Гончарова.

Бизнес-аналитик компании “ФалконГейз”, разработчика DLP-системы Falcongaze SecureTower, Евгений Власов дополняет рассказ о возможностях систем:

- DLP-системы (системы предотвращения утечки информации) с UBA или UEBA компонентами (User and Entity Behavioral Analytics - анализ поведения пользователей и IT-объектов) могут контролировать все каналы бизнес-коммуникации, выявлять взаимосвязи сотрудников друг с другом и со сторонними лицами, фиксировать время простоя, вести аудио- и видеомониторинг деятельности, проводить индексацию рабочих станций на предмет наличия конфиденциальных данных и т.д.

В период локдаунов не только совершенствовались средства контроля, но и размылись такие понятия, как “рабочее место” и “рабочее время”. И многие руководители начали контролировать подчиненных практически круглосуточно, переводя их в режим гиперподключенности.

- Пандемия фактически породила такое явление, как bossware (от boss - начальник, software - программное обеспечение), - говорит директор программ развития и обучения группы компаний Detech Лев Соколов. - Так называют класс программ, по сути, тотального контроля работников. Переход на удаленную работу выявил очень большую проблему: у части руководителей возникла иллюзия того, что если человек подключен к интернету 24х7, то и работать он должен круглосуточно, а потому ему можно писать или звонить и в 5 утра, и в 10 вечера.

По мнению Соколова, это говорит в первую очередь о неумении руководителей распоряжаться имеющимися ресурсами. Эксперт также обращает внимание на еще один важный момент:

- Ряд компаний и у нас, и за рубежом стали использовать данные, которые они получают от систем мониторинга и контроля для так называемого предиктивного, то есть опережающего, анализа поведения человека. Например, на основе анализа телефонных разговоров, их продолжительности, активности в соцсетях и т.д. система позволяла строить некий прогноз лояльности сотрудника: не собирается ли он уходить, не ищет ли работу и т.п.

РАЗРЕШЕНО ТО, ЧТО ЗАФИКСИРОВАНО

Безусловно, работодатели могут контролировать самые разные виды активности сотрудника в зависимости от специфики предприятия. Например, контролировать использование личных средств связи, доступ в определенные помещения, использование служебных линий связи в личных целях и т.п. Возможно и применение личного досмотра, и здесь надо подчеркнуть очень важный момент: в случае если это явным образом указано в соответствующих документах, с которыми ознакомлен сотрудник.

- Контроль - это полное право работодателя, - говорит Яков Купреев. - Другой вопрос, что необходимо разделять рабочее и нерабочее время. Если человек ушел на обед - все, это его личное время, и здесь уже это правило контроля на работодателя не распространяется. И обязательно - все средства и методы контроля должны быть подробно указаны в нормативных актах предприятия, а сотрудник должен быть с ними ознакомлен и согласен.

- Сбор, хранение и использование данных работодателем возможно только с согласия сотрудника (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ), а за нарушение прав сотрудника работодатель может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 137 и 138 Уголовного кодекса РФ), - напоминает и Александра Гончарова.

Интересные данные в этой связи приводит компания HeadHunter:

- 20% опрошенных работников не знают, практикуется ли в их компании контроль с помощью программ и приложений, - комментирует руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова. - При этом представители компаний заявляют, что 67% работодателей, применяющих технические средства контроля, официально уведомили об этом всех сотрудников, а 14% отметили, что большинство работников догадались сами.

МЫ ВСЕ ПОД КОЛПАКОМ?

Извещает ли работодатель сотрудника о системе контроля или нет, согласованы ли договоры или только в процессе подготовки - от новых проблем, которые несут с собой технологии, никуда не деться. Технологии, с помощью которых можно осуществлять контроль за поведением человека (по сути - следить), меняют не просто трудовые отношения, но и само общество.

Например, есть данные, что Amazon разрабатывает собственную программу bossware, которая должна отслеживать попытки сотрудников объединиться в устойчивую группу. Так компания пытается противостоять нарастающему профсоюзному движению.

А в нескольких британских школах еще в 2020 году начали тестировать систему контроля учеников и учителей с помощью видеорегистраторов. Учителя должны были носить “коробочки” видеорегистраторов на одежде. Официально это делалось для того, чтобы повысить дисциплину учеников. Оценки этот эксперимент получил неоднозначные - часть педагогов считает, что таким образом разрушаются доверительные отношения между учителем и учеником. Из авторитета, которому можно доверить свои тайны и переживания, учитель превращается в автоматическое регистрирующее устройство.

Расширяется и спектр технологий, с помощью которых можно контролировать людей и получать разнообразную информацию о них практически в режиме реального времени. Так, еще в 2019 году в США произошел скандал, когда выяснилось, что полиция нескольких штатов использовала мощную технологию распознавания лиц - ClearView AI, методы которой нарушали законы о сборе информации и политику безопасности онлайн-платформ. Тогда эту технологию использовала полиция, но где вероятность, что аналоги этой системы не станут доступны работодателям?

А ведь ClearView AI составляла, по сути, всеобъемлющий портрет человека, собирая его “цифровой след”. Об опасности этого предупреждает Лев Соколов:

- Технологии работы с данными - это, как говорится, one-way, улица с односторонним движением. Потому что владелец этой технологии контролирует всех; его же, по сути, не контролирует никто. При этом количество данных, которые скапливаются в системах контроля, непрерывно растет.

Безусловно, законодательную ответственность за сохранность персональных данных несет работодатель, напоминает Яков Купреев: “Работодатель обязан обеспечить их конфиденциальность и сохранность”.

Но загвоздка как раз в том, что работодатель (да и не только он) получает в свое распоряжение все больше самых разнородных данных, которые могут относиться не только к деятельности человека непосредственно на его рабочем месте. Эти данные могут быть доступны при мониторинге, скажем, активности работника в социальных сетях. Из довольно свежих случаев можно вспомнить увольнение учительницы за фото в купальнике. Да, попало оно к работодателю не непосредственно через систему автоматического мониторинга. Но кто знает, на сбор каких данных о работнике можно настроить ту или иную систему?

В любом случае и сотрудникам компаний, и профсоюзным работникам надо понимать, что текущие темпы автоматизации систем контроля и все большая доступность мощных систем сбора данных будут приводить к появлению “серых зон” в трудовых отношениях и законодательстве. И борьба за свои социальные права тоже станет принимать новые формы.

В заключение хотелось бы напомнить, что уповать лишь на автоматический “учет и контроль” со стороны управленцев - проявление непрофессионализма. Кстати, интересные цифры приводит Мария Игнатова:

- По данным наших исследований, контроль за активностью сотрудников повлиял на их лояльность неоднозначно. По мнению работодателей, у 29% она существенно снизилась, у 24% снизилась в момент введения, но со временем восстановилась.

При этом 29% работодателей уверены, что введение технических средств контроля существенно повысило показатели эффективности в компании, 38% отмечают, что показатели повысились только на короткий период, а остальные не увидели изменений.

“А”-СПРАВКА

К законодательной базе, которая регулирует безопасность информации в России, относятся следующие федеральные законы:

- “О коммерческой тайне” от 29.07.2004 № 98-ФЗ;
- “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” от 27.07.2006 № 149-ФЗ;
- “О персональных данных” от 27.07.2006 № 152-ФЗ;
- “О национальной платежной системе” от 27.06.2011 № 161-ФЗ;
- “О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ” от 26.07.2017 № 187-ФЗ;
- “О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ” от 13.07.2015 № 224-ФЗ.

Автор материала:
Макаренков Максим
E-mail: makarenkov@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности