В газете “Солидарность” № 42 за 2020 год была опубликована статья “Пожарная раздробленность. Работа одна - условия и льготы разные”. Указом президента РФ от 30.04.1999 № 539 установлен День пожарной охраны, который ежегодно отмечается 30 апреля. В преддверии праздника продолжим затронутую тему и пристальней взглянем на отдельные “болевые точки”, с которыми приходится иметь дело современным огнеборцам.
“Пожарная раздробленность. Работа одна - условия и льготы разные” - "Солидарность" № 42, 2020.
Труд пожарных всегда сопряжен с риском для жизни и здоровья. Не зря Владимир Гиляровский еще в начале прошлого столетия писал: “Каждый пожарный - герой, каждую минуту - как на войне, каждую минуту рискует головой”. В наши дни пожарных обозов с лошадьми уже нет, их заменили различные по назначению автомобили. На вооружение поступили современные средства связи, противогазы, огнетушащие порошки и пенообразователи. В то же время многоэтажное строительство, сложные объемно-планировочные решения зданий, новые технологии производств, насыщение объектов электрооборудованием, материалами, выделяющими при горении токсичные продукты, сделали труд пожарных еще более опасным.
Крупный пожар произошел 3 февраля этого года на складе автозапчастей в Красноярске. Площадь пожара - 3500 кв. м. Трое пожарных, пытаясь спасти работника, погибли…
22 сентября 2016 года на Амурской улице в Москве загорелся склад пластмассовых товаров площадью 4000 кв. м, что сравнимо с половиной футбольного поля. При обрушении кровли здания погибли восемь пожарных…
К сожалению, такие случаи не единичны. На пожаре, который в соответствии с законом “О пожарной безопасности” от 21.12.1994 № 69-ФЗ называется “неконтролируемым горением”, может случиться всякое. Сама профессия подразумевает высокую степень риска, и те, кто ее выбрал, это прекрасно осознают.
В зависимости от источника финансирования одни пожарные части могут подчиняться МЧС России, а другие, точно такие же, - находиться в ведении субъекта РФ. Есть также муниципальная, ведомственная, частная и добровольная пожарная охрана. Например, в структуре Федерального агентства железнодорожного транспорта - свыше 300 пожарных поездов. Они предназначены для тушения огня в полосе отвода железной дороги и участия в ликвидации крупных пожаров. Отметим, что подразделения всех упомянутых видов пожарной охраны комплектуются главным образом работниками, трудовые отношения которых регулируются Трудовым кодексом РФ и другими законодательными актами.
Пожарные всех этих подразделений вместе, плечом к плечу работают при ликвидации пожаров, аварий, ЧС природного и техногенного характера. На пожаре все похожи друг на друга, все в касках, в боевках (боевой одежде пожарного - это официальное название), никакого внешнего различия между работниками нет, кроме разве что надписи на каске. Оперативно руководит всеми видами пожарной охраны и координирует их деятельность на федеральном уровне МЧС России. Аналогично решен вопрос на уровне субъектов и муниципальных образований. Все правильно и логично, ибо на пожаре, как на войне, требуется рациональное управление силами и средствами, привлекаемыми для его тушения, и должен соблюдаться принцип единоначалия, четкого выбора решающего направления для наступления на огонь.
Во взаимоотношениях огнеборцев, однако, все не так гладко, как кажется на первый взгляд и прописано во множестве документов. Между пожарными МЧС России и других подразделений уже много лет, образно говоря, пробежала черная кошка. Она разделила пожарных на два лагеря по льготам: на “федералов” - работников частей МЧС России и “нефедералов”, то есть работников всех других видов пожарной охраны.
Согласно ст. 8 закона “О пожарной безопасности”, работники Государственной противопожарной службы МЧС России могут выйти на пенсию по старости в 50 лет и при стаже в данной службе не меньше 25 лет. Эта норма может распространяться и на личный состав пожарных частей в ведении субъекта РФ, но только при условии, что это определено законодательным актом субъекта РФ. В основной массе российских регионов такие акты из-за дефицита финансовых средств не приняты.
То есть законодательно пожарных поделили на две части. Одни работают в МЧС России и могут уходить на пенсию в 50 лет, а все остальные - по общему правилу, в 65 лет. Для одних уход на пенсию на 15 лет раньше (при практически равной зарплате у пожарных всех видов пожарной охраны) - большой плюс,а для других - большой минус.
Эта диспропорция в льготах не остается без последствий и сказывается на качестве тушения пожаров, особенно крупных и сложных, где всегда повышенный риск гибели, травмирования или отравления продуктами горения. Возникает ситуация, о которой не принято открыто говорить. Ее суть такова: “Вы федералы, у вас льготы - вот первыми и лезьте в огонь. У нас льгот нет - мы побудем на вторых ролях”.
О наличии этой “болезни” знают все, кто имеет дело с практическим пожаротушением. Никто не объявляет прямого бойкота и не отказывается выполнять распоряжения руководителя по тушению пожара, но рвения и активного стремления выполнять указания тоже порой не наблюдается.
Неслучайно многие из пожаров разрастаются, после чего и ликвидируются не лучшим образом. Так, пожар, возникший 12 апреля 2021 года в Санкт-Петербурге на фабрике “Невская мануфактура”, охватил 10 тыс. кв. м и распространился на соседнее здание. В результате здание фабрики - исторический памятник - пришло в негодность. Опять есть погибшие и пострадавшие. Можно вспомнить возгорание в ТРК “Зимняя вишня” в Кемерове, где погибли 60 человек, а также ряд других резонансных пожаров, о которых знает вся страна.
Эти пожары повлекли столь печальные последствия прежде всего из-за куцых штатов боевых расчетов. Зачастую у пожарных именно в первоначальный момент не хватает рабочих рук для активного тушения. Повсеместная “оптимизация” численности не обошла стороной пожарную охрану и коснулась простых работников. Их сокращали в первую очередь. Сегодня из-за дефицита личного состава на возгорание дополнительно привлекаются десятки пожарных автомобилей. Это обратная и затратная сторона экономии на численности личного состава.
И еще одна существенная деталь. Не надо быть специалистом пожарного дела, дабы понять простую истину. Огнеборец в 50, а тем более 60 - 65 лет не может быстро лазить по лестницам, успешно работать в изолирующем противогазе и шустро бегать со скатками пожарных рукавов. Возраст тоже негативно сказывается на качестве тушения пожаров.
Усугубляет положение дел и дробление пожарной охраны на многочисленные виды, в первую очередь на муниципальную и государственную службы субъектов РФ, которые финансируются за счет бюджетов разных уровней. В этих структурах в дополнение к МЧС России созданы свои руководящие аппараты и “надстройки” - штатные штабы, центры управления силами и средствами и другие структуры. Это, как правило, решено не за счет увеличения бюджетного финансирования, а за счет “внутренних” ресурсов - сокращения численности простых пожарных.
В результате экономии на численности пожарных и льготах для них население и страна в целом получают низкое качество пожаротушения. Что, в свою очередь, создает предпосылки для гибели и травмирования людей, в том числе самих пожарных, вынужденных идти на недопустимый риск. В совокупности все это ведет к миллиардным прямым и косвенным убыткам.
Всем известен лозунг “Экономика должна быть экономной”. Он напрямую относится и к затронутой теме. По официальным данным МЧС России, за три месяца 2020 года произошло 91 775 пожаров, на которых погибли 2536 человек, в том числе 89 несовершеннолетних, получили травмы 2180 человек. Зарегистрированный материальный ущерб - больше 2,07 трлн рублей. В среднем ежедневно происходило 1009 пожаров, на которых погибали 28 человек, получали травмы - 24, огнем уничтожалось 93 строения. Это данные за квартал, за год они в четыре раза больше.
За счет разделения пожарных на “федералов” и “нефедералов”, лишения последних льгот - досрочного выхода на пенсию, мы достигли мифической “экономии”. Но оправдана ли она в сочетании с реальными последствиями от пожаров?