— Сергей Владимирович, в чем, на ваш взгляд, заключается специфика профсоюзной работы в регионе?
— Омская область — аграрный регион, поэтому особое внимание мы стараемся уделять профорганизациям в муниципальных районах, координационным советам профсоюзов. Второе — это наличие в Омске крупных оборонно-промышленных предприятий, которые обеспечивают тысячами рабочих мест наших земляков. Поэтому мы ставим перед руководством области, работодателями вопрос о необходимости постоянной и активной работы для получения госзаказов, с чем напрямую связаны вопросы трудоустройства и зарплаты работников предприятий. А следовательно, и сохранения в регионе трудовых ресурсов.
— Вы возглавляете профсоюзы области с 2015 года. Изменился ли с тех пор характер взаимодействия с социальными партнерами в регионе?
— Наша федерация профсоюзов всегда была значимой в регионе организацией. Однако мы постарались усилить влияние профсоюзной стороны, сделав упор на расширение взаимодействия с социальными партнерами. Сначала — в трехсторонней комиссии на уровне области. Первым делом мы согласовали планы работы, включив в повестку дня комиссии наши профсоюзные вопросы. Чтобы они обсуждались наравне с остальными. И уже четвертый год заседания областной трехсторонней комиссии проводятся поочередно в правительстве Омской области, в Союзе работодателей и в Федерации омских профсоюзов (с участием профсоюзного актива).
Я вошел в Союз работодателей области и постоянно участвую в совещаниях, которые там проводятся. В свою очередь, глава Союза, генеральный директор АО «ОМПО “Иртыш”» Владимир Березовский, — постоянный участник заседаний профсоюзного актива федерации. (Замечу, что на этом предприятии 90-процентное профсоюзное членство.) Стали регулярными и встречи с губернатором области и мэром Омска. А для тех председателей отраслевых обкомов профсоюзов, кто вошел в коллегии отраслевых министерств, — встречи с отраслевыми министрами. Мы выстроили новые, более тесные отношения с руководством города. В декабре минувшего года было заключено новое городское трехстороннее соглашение.
После смены руководства региона в 2017 году наше взаимодействие с социальными партнерами вышло на новый виток развития. Глава региона Александр Леонидович Бурков сразу же встретился с профсоюзным активом федерации и в тот же день вступил в профсоюз. Такая позиция губернатора в отношении нашей организации, конечно же, способствует развитию профсоюзного движения в регионе.
— Какие предложения профсоюзов были поддержаны региональным парламентом и руководством региона в последние годы?
— Одним из значимых, на мой взгляд, достижений стало принятие областного закона об охране труда с существенными дополнениями от профсоюзов. Наиболее важное из них — это положение об ответственности работодателя за создание достойных условий труда на рабочих местах. Кроме того, мы восстановили право профсоюзов на проведение проверок на всех промышленных предприятиях. Теперь главный технический инспектор федерации входит во все комиссии, занимающиеся проверками состояния охраны труда. Есть график проверок всех промышленных предприятий совместно с Рострудинспекцией, Министерством труда и профсоюзами.
Также по инициативе профсоюзов были внесены дополнения и в закон «О реализации отдельных положений Трудового кодекса РФ на территории Омской области». Тем самым был определен порядок присоединения наших работодателей к региональным, отраслевым и территориальным соглашениям. Закон был подписан врио губернатора в октябре 2017 года. Дополнения, внесенные в закон, обязывают всех работодателей — вне зависимости от того, являются ли они членами Союза работодателей региона или нет, есть ли профорганизации на их предприятиях или нет, — выполнять решения областной трехсторонней комиссии. В частности, в отношении установленного минимального размера оплаты труда.
Конечно, без проблем не обходится. Некоторые частные структуры малого и среднего бизнеса стараются уйти от выполнения этих решений. Даже подают в суд на областное Министерство труда. И профсоюзы обязательно включаются в работу комиссий по рассмотрению таких прецедентов.
— Несколько лет назад во многих регионах были отменены или существенно урезаны льготы для различных категорий населения. Возникала ли такая проблема в Омской области и удалось ли профсоюзам добиться восстановления льгот?
— Да. И один из ярких примеров — это возвращение льгот за коммунальные услуги бюджетникам на селе. Несколько лет назад наши работники здравоохранения и культуры лишились компенсаций по ЖКУ. Педагогов проблема не коснулась — их льготы были закреплены на федеральном уровне. С работниками здравоохранения проблема решилась, когда я еще возглавлял областной комитет отраслевого профсоюза. Наши требования тогда поддержали и в Федерации омских профсоюзов, и в министерстве здравоохранения, и в прокуратуре. Мы выиграли, но до зала суда решение проблемы не дошло: соответствующий закон был принят в областном заксобрании. Впоследствии, когда я уже возглавил федерацию профсоюзов, мы добились и возвращения льгот по ЖКУ для сельских работников культуры.
Еще один проблемный вопрос касался организации детского отдыха и оздоровления: планировалось существенно сократить финансирование из областного бюджета. Нам удалось не допустить этого.
— В каких вопросах не удалось найти понимания у исполнительной власти и депутатов областной думы? И удается ли в подобных случаях находить компромисс?
— Однозначно не удалось найти понимания в вопросах пенсионной реформы. Омские профсоюзы, конечно же, не обошли своим вниманием этот болезненный для десятков миллионов россиян вопрос. Вспомним хотя бы проведенный нами в июле 2018 года митинг против принятия данного законопроекта. Всего в коллективных действиях против этого закона в Омской области приняли участие около 80 тысяч членов профсоюзов. На собраниях в первичных профорганизациях, участниками которых стали больше 60 тысяч трудящихся, было собрано почти 10 тысяч подписей с требованием пересмотреть законопроект. Федерация направила больше 30 обращений депутатам Госдумы и членам Совета Федерации.
Но отрадно то, что власть прислушивается к нашим инициативам и предложениям. В Омской области составлен план мероприятий, в котором определены основные направления содействия занятости граждан предпенсионного возраста и защите их трудовых прав. Например, при центрах занятости во всех муниципальных районах для них создаются консультационные пункты по вопросам трудоустройства. Проводится ежемесячный мониторинг представляемых работодателями сведений о предполагаемых к высвобождению работниках предпенсионного возраста. В регионе сохранены социальные гарантии для людей, соответствующие возрастным категориям до принятия закона о повышении пенсионного возраста. Это касается услуг ЖКХ, проезда в общественном транспорте, налога на землю и ряда других.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
— Сергей Владимирович, а если говорить в целом об уровне жизни в регионе? Так сказать, от минимума к максимуму… От областного МРОТ до реальных зарплат в наиболее успешных отраслях региона.
— Мы регулярно выступаем с инициативой увеличить минимальную заработную плату для работников нашего региона. Так, в апреле прошлого года было подписано дополнительное соглашение «О минимальной заработной плате в Омской области», в котором с 1 мая региональная минимальная зарплата для работников внебюджетного сектора экономики поднялась до 11 463 рублей, а с учетом районного коэффициента — до 13 182 рублей. 14 декабря было подписано уже новое соглашение, по которому уровень МЗП составил 11 580 рублей, с учетом районного коэффициента — 13 317 рублей. Для работников бюджетной сферы МЗП устанавливается в размере федерального МРОТ с применением районного коэффициента. Ну а средняя зарплата в регионе — свыше 32 тысяч рублей.
Если говорить о наиболее успешных в плане оплаты труда отраслях, то это, во-первых, производство нефтепродуктов. По данным минувшего года, средняя зарплата там превысила 101 тысячу рублей. На втором месте трубопроводный транспорт, работники которого в среднем получают больше 94 тысяч. И на третьем — деятельность в области спорта, отдыха и развлечений. Там зарплата приближается в среднем к 57 тысячам.
— Понятно, что на таких предприятиях и в организациях о нехватке рабочей силы говорить не приходится. Но, наверное, есть отрасли, где кадровый дефицит ощутим?
— Проблема есть, и в первую очередь — это дефицит квалифицированных специалистов на предприятиях, нехватка рабочих рук на селе и увеличивающийся отток населения. По официальным данным, трудовые ресурсы нашего региона за последние пять лет уменьшились на 74 тысячи человек.
При этом на ряде предприятий идет обратный процесс — оптимизация численности работающих. При возникновении таких фактов мы стараемся повлиять на ситуацию посредством трехсторонней комиссии, через союз работодателей. И здесь есть одна существенная проблема: промышленные предприятия у нас в основном входят в крупные федеральные холдинги, а в нашей области находятся филиалы. А значит, решения о необходимости оптимизировать численность работников принимаются в головном офисе. Мы, в регионе, пытаемся смягчить ситуацию.
— По официальным данным, уровень безработицы в регионе составляет 1,3%, в Омске — 0,5%. Насколько верны эти данные с точки зрения профсоюзов?
— Цифры, предоставляемые статистикой, на наш взгляд, не всегда отражают действительное положение дел (нередко это зависит от нелегального трудоустройства: человек может встать на учет в службу занятости и в то же время нелегально работать). При этом в Омской области проблему безработицы стараются решать на уровне руководства региона. Так, при губернаторе действует комиссия по кадровому обеспечению. Не остаются в стороне и профсоюзы региона. Представители от федерации входят в совет и коллегию при Главном управлении занятости Омской области. И, конечно же, в службе занятости есть довольно обширный банк вакансий. Правда, замечу, что высокооплачиваемые должности он не предлагает, и заработная плата по предлагаемым вакансиям составляет от 12 до 20 тысяч рублей.
— Сергей Владимирович, какие перемены в профсоюзной жизни области произошли за минувшие три года?
— Как я уже говорил в начале нашей беседы, наша команда решила сделать упор на развитие социального партнерства и усиление влияния профсоюзов на жизнь региона. И так как у нас область аграрная, то одним из важнейших направлений работы было укрепление профсоюзной структуры на селе. Например, еще в 2015 году не во всех муниципальных районах области действовали координационные советы профсоюзов. Сейчас советы организованы и работают во всех 32 районах.
Первое, что мы сделали, — подобрали кадры на должность председателей КС. В основном это были представители профсоюза работников агропромышленного комплекса. Сейчас ситуация несколько изменилась, часть координационных советов возглавили представители профсоюзов работников образования, здравоохранения, культуры. Мы прекрасно понимали и понимаем, что работа в КС — необходима и сложна, а вот финансовые возможности у советов весьма невелики. Поэтому Федерация омских профсоюзов оказывает им финансовую поддержку: каждый председатель координационного совета получает небольшую зарплату от федерации. Кроме того, мы оказываем КС информационную поддержку: на каждый совет выписываем газету «Солидарность», бесплатно предоставляем газету омских профсоюзов «Позиция».
Координационные советы активно работают. Их председатели входят в Советы при главах муниципальных районов. Со своей стороны мы проводим выездные совещания и семинары, в которых принимают участие представители руководства районов.
— Возвращаясь к вопросу развития социального партнерства… В каждом муниципальном районе теперь действует трехсторонняя комиссия?
— Еще в 2015 году в шести муниципальных районах не действовали трехсторонние комиссии из-за отсутствия в районах союзов работодателей. Мы работали над этим вопросом. В этом нас поддержали Министерство труда и социального развития области, правительство региона. И уже сегодня трехсторонние комиссии работают во всех муниципальных районах.
— Какие еще направления профсоюзной деятельности омских профсоюзов вы бы хотели отметить?
— В приоритете всегда правозащитная деятельность, направленная на оказание конкретной помощи в разрешении проблем членов профсоюзов. Работает горячая телефонная линия по вопросам оплаты труда. Могу сказать, что в среднем за год экономическая эффективность работы правовой службы Федерации омских профсоюзов превысила 11 млн рублей.
Вот еще несколько цифр. В среднем за год на оздоровление и отдых детей, на организацию для них новогодних представлений из профбюджетов всех уровней направляется около 17 млн рублей. А для отдыха и оздоровления работников у нас заключены соглашения более чем с двумя десятками санаториев в регионе и за его пределами. Скидки на путевки для членов профсоюзов достигают 20%. Сейчас восстанавливаем профсоюзную базу отдыха. Кроме того, есть свои санатории у обкомов профсоюзов работников образования и здравоохранения.
Большое внимание мы уделяем информационной работе. Ведь члены профсоюзов должны знать, что делает организация, каких результатов добивается. Информирование членов профсоюзов и общественности мы ведем через собственные ресурсы: через газету «Позиция» и ежемесячно выходящую в эфир телепрограмму «Профсоюз-ТВ». Эту телепрограмму мы выпускаем с 2016 года совместно с медиахолдингом «Омские медиа» на «12 канале». В ней демонстрируются все положительные стороны профсоюзной жизни, формы защиты прав и интересов трудящихся, в том числе через социальное партнерство. Серьезная работа ведется и по формированию постоянного журналистского пула общественно-политических СМИ региона.
— Не секрет, что в большинстве организаций есть тенденция к снижению численности членов профсоюзов. Тому есть и объективные причины, связанные с сокращениями числа работников, ликвидацией предприятий, реорганизацией в различных отраслях…
— К сожалению, это так. Но не могу сказать, что у нас происходит серьезный отток людей из профсоюзов. Сейчас численность членов профсоюзов в Омской области — больше 200 тысяч. И мы стараемся развивать различные мотивационные программы. Например, совместно с Ассоциацией торговли ведется работа по организации профсоюзного дисконта для членов профсоюзов. Конечно, это не наше ноу-хау, во многих регионах подобные программы действуют. Но в Омской области не было такой, скажем, скидочной профсоюзной карты, которая бы действовала и в ряде магазинов, и в сфере услуг. Надеюсь, что скоро эта работа будет завершена, и у нас появится дисконтная карта с логотипом Федерации омских профсоюзов. Мы готовы на первом этапе предоставить ее профсоюзному активу, а потом, по цепочке, областные комитеты и первичные профсоюзные организации будут распространять ее среди членов профсоюзов.
Кроме того, мы готовим программу оздоровления трудящихся Омской области — не только для членов профсоюзов, для всех. Проект программы согласован с губернатором, но готовят ее профсоюзы. Я готов доказывать необходимость такой программы во всех инстанциях и добиться, чтобы в бюджете региона были выделены дополнительные суммы на оздоровление. Мы работаем с «Профкурортом» и «Омсккурортом», с коллегами в Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах. Это будет совместная программа. И тогда вновь вступивший в профсоюз работник будет знать, что ему гарантирована льготная путевка на оздоровление в санатории как на территории Омской области, так и в других регионах.
— Ну и последний вопрос. Что, по вашему мнению, необходимо сделать для того, чтобы работа профсоюзов была эффективнее и, как следствие, увеличился приток людей в организацию?
— Я считаю, что необходимо законодательно расширить полномочия профсоюзов на федеральном уровне, а также Фонд социального страхования сделать опять подведомственным профсоюзам. Кроме того, представители профсоюзов должны присутствовать в законодательных, представительных и исполнительных органах власти. А на уровне предприятия профлидеры должны входить в состав правления, и все вопросы труда и отдыха работников должны согласовываться с профкомом.
Беседовала Наталья КОЧЕМИНА