Центральная профсоюзная газета16+
По желдороге с демократами

Отмена стачки как козырь для победы над республиканцами

Профсоюзам железнодорожников  США удалось добиться нового пятилетнего контракта, а всем сторонам социального партнерства посчастливилось избежать масштабной забастовки. О том, как отменили стачку, которая могла бы войти в историю, и о том, какие еще коллективные действия могут быть организованы в будущем, читайте в материале “Солидарности”.

ОДОБРЯЕШЬ ИЛИ НЕТ

Вечером 15 сентября, за несколько часов до старта назначенной забастовки, профсоюзы железнодорожников США, в чьих рядах состоит около 115 тыс. работников, достигли соглашения с главными железнодорожными компаниями страны. Переговоры тянулись больше двух лет, и в конце концов президент Джо Байден назначил совет по чрезвычайным ситуациям, чтобы помочь выйти из тупика. Финальные переговоры длились 20 часов, посредником на них выступил министр труда Мартин Уолш. В итоге рабочие железных дорог США, состоящие в профсоюзе, получили существенную прибавку к зарплате и внушительную одноразовую выплату задолженности за тот период, когда действовал старый контракт с истекшим сроком. Для Джо Байдена и Демократической партии достигнутое соглашение - это победа, которая будет записана в актив, столь важный накануне промежуточных выборов 8 ноября.

Поддержка президента в обществе понемногу восстанавливается: в июле за Байдена были 36%, к августу показатель подрос до 45%, и сентябрьские данные наверняка будут чуть повыше - хотя загадывать рано. Большинство (53% взрослых американцев) президента как раз не одобряет - прежде всего из-за экономических проблем. Одобрение экономического лидерства Байдена, кстати, исходит только от 38% респондентов, - то есть даже среди тех, кто за президента, вопросы экономики, в первую очередь инфляция, вызывают негативный отклик. И тот факт, что не стало хуже (но и не стало лучше), вряд ли разубедит существенную долю настроенных оппозиционно.

А хуже могло стать очень сильно - на железную дорогу приходится около 30% веса грузоперевозок, в основном продовольствие и топливо. Начнись забастовка - и то и другое вмиг раскупили бы, поддавшись панике, и запасы на местах оскудели бы стремительно. По общим прикидкам, ежедневный урон от забастовки составил бы 2 млрд долларов.

Пострадали бы и пассажирские перевозки. Сейчас большинство американцев уже вышли на работу в офис, и пригородные линии позволяют им совершать ежедневные поездки. А поскольку профсоюзы неравномерно представлены на пригородных линиях, то, по словам Джона Клайна, директора по связям с правительством Коалиции пригородных поездов, последствия забастовки варьировались бы от незначительных до потенциально катастрофических.

ПОДЕЛИСЬ ТЫ ПРИБЫЛЬЮ СВОЕЙ

Характерно, что у недовольства американских и британских железнодорожников много общего. И те, и другие - герои пандемии, незаменимые работники, которые буквально вывезли свои страны из кризиса. А им отплатили всеми приметами кризиса администрирования: непредсказуемое и негибкое расписание, штрафы за пропуски - даже по болезни или по уважительным семейным обстоятельствам.

Профсоюзы об этом и говорят: вся отрасль в кризисе. Пандемия и сокращение перевозок из-за самоизоляции, последовавший “Великий отказ”, когда многие работники переосмыслили жизнь и стали увольняться, привели к сокращению рабочей силы. И в этом была гармония, пока экономика не начала восстанавливаться, а колеса крутиться. Теперь рабочей силы катастрофически не хватает (как и в Великобритании, кстати), и железнодорожные компании взваливают нагрузку на оставшихся: зачем увеличивать затраты на рабочую силу, пока можно снимать сливки? Например, квартальная прибыль BNSF, принадлежащей инвесткомпании миллиардера Уоррена Баффетта Berkshire Hathaway, выросла на 9,8% к 30 июня, до 1,66 млрд долларов.

Успех соглашения, к которому при посредничестве Уолша пришли профсоюзы и железнодорожные компании, в том, что оно имеет обратную силу. Предыдущий контракт железнодорожников истек в 2020 году, и с тех пор, как уже говорилось, шли переговоры по новому контракту. Все это время зарплаты работников были заморожены, и, по условиям нового контракта, новая зарплата как будто должна была им выплачиваться с того момента, как истек предыдущий контракт. Немедленная прибавка к жалованью составит 14%, и компании должны будут выплатить накопившуюся разницу. К 2024 году, когда истечет новый контакт, общее повышение зарплаты должно составить 24%. Помимо того работники будут получать ежегодный бонус - 1000 долларов. Итого, с выплатой всех разниц и бонусов за прошедшие два года каждый работник, состоящий в профсоюзе, после ратификации соглашения получит порядка 11 тыс. долларов.

Общее голосование членов профсоюзов может занять недели, но это уже дело техники - для работодателей и государства главным было избежать забастовки.

“А”-СПРАВКА

Большие планы

В июле 2023 года истекает контракт, заключенный между экспедиционной компанией UPS и Международным братством возчиков. В компании работает больше членов профсоюзов, чем в любом другом бизнесе в США, и если эти 350 тыс. человек объявят забастовку, она претендует на то, чтобы стать крупнейшей забастовкой в отдельно взятой компании за всю историю страны.

Забастовка действительно возможна: большинство членов профсоюза были недовольны новым контрактом от 2018 года, но недостаточная поддержка забастовки позволила тогдашнему президенту профсоюза Джеймсу Филипу Хоффе (не путать с его отцом Джимми Хоффой) принять одиозный контракт. Избранный в 2021 году Шон О’Брайен сделал контракт в UPS краеугольным камнем своей кампании, так что от него будут ждать каких-то действий по мере приближения июля. О’Брайен делает знаки, что не забыл, и держит UPS напряжении - не раз и не два он упоминал о забастовочном фонде в размере 300 млн долларов.

Профсоюз имеет все основания требовать лучших условий для контакта: прибыль UPS в 2021 году - 10,7 млрд долларов (примерно 50% рост за год), а 2022-й обещает быть еще лучше.

*   *   *

О том, как пострадали авиаперевозки во время пандемии, напоминать не надо, но сейчас пассажирские перелеты возобновились. У четырех крупнейших авиакомпаний США, выполняющих 80% рейсов, продажи во втором квартале 2022 года были даже на 10% выше, чем за тот же период 2019 года. Но зарплаты многих сотрудников заморожены месяцами, а то и больше года. Но ждать новый контракт можно годами - некоторые и ждут как раз с 2019 года.

Забастовка возможна только после того, как пройдет 60-дневный период обдумывания предложений и когда федеральные посредники скажут, что переговоры зашли в тупик. На протяжении этих двух месяцев президентская комиссия вырабатывает свои рекомендации. Потенциальная забастовка в авиационном секторе будет похожа на несостоявшуюся забастовку железнодорожников: колоссальные убытки, избежать которых можно только с помощью вмешательства из Вашингтона. А причины все те же: нехватка персонала, следовательно - изнуряющее расписание у работников и сокращение реальных заработков.

*   *   *

В 2023 году также истекает срок действия контрактов для примерно 150 тыс. членов крупнейшего в американском автомобилестроении профсоюза UAW (Объединенный профсоюз рабочих автомобильной промышленности). Основная проблема в этом секторе - переизбыток работников и вероятные массовые сокращения. Это происходит потому, что автомобилестроители скорыми темпами переходят с производства машин с двигателями внутреннего сгорания на выпуск машин с электродвигателями. Для производства электромобилей требуется на 30% меньше труда, и значительная его доля уходит на производство батарей, а эти предприятия, как правило, совместные. Например, Stellantis строит завод по производству батарей совместно с Samsung.

Автор материала:
Камиль Айсин
E-mail: aisin@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности