Центральная профсоюзная газета16+
Нидерланды. Польдеры, пилларизация и переговоры

Как голландские профсоюзы построили общество всеобщего благосостояния

Нидерланды — одна из стран, которая в конце XX века смогла построить почти образцовое государство «всеобщего благосостояния», основанное на консенсусе интересов государства, работодателей и работников. В отличие от южных соседей по «европейскому дому», забастовкам голландские рабочие чаще предпочитали диалог. В основе этого выработанного поколениями умения договариваться — сложная история страны, которая еще полвека назад состояла из замкнутых и старавшихся не пересекаться друг с другом общин.

Материал опубликован в "Профсоюзном журнале" № 6, 2019

ПРОФСОЮЗЫ

На вопрос, что такое Нидерланды, можно дать разные ответы. Страна шокирующего многих наших соотечественников уровня свобод. Некогда великая морская держава, бывшая финансовым центром Старого Света. И конечно же — страна, в буквальном смысле отвоеванная своими жителями у моря. Львиная доля территории Нидерландов лежит ниже уровня моря, и символами Голландии, наряду с набившими оскомину тюльпанами, мельницами и легализованными легкими наркотиками, можно назвать дамбы, каналы и, конечно, польдеры. Последнее — это осушенные и возделанные низменные плодородные участки побережья, защищенные дамбами и дренажными системами.

Словом Poldermodel в нидерландском языке также называется традиция выработки компромиссных решений, с готовностью пожертвовать частью интересов каждой группы — участницы переговоров. Готовность к компромиссам и совместной работе — такой менталитет и помог превратить в цветущий край эти не самые гостеприимные когда-то места.

Голландскому рабочему движению больше полутора сотен лет — почтенный возраст, хоть и не слишком много по западноевропейским меркам. Не всегда история движения была мирной, но идея, что сотрудничать лучше, чем воевать, сопровождала ее все время.

ПЕРВЫЕ ПРОФСОЮЗЫ

1860-е годы. По Европе начинает бродить призрак революции. В Лондоне провозглашен Первый интернационал. Но Голландия, кажется, в стороне от грядущей бури. Еще не так давно Нидерланды были одной из богатейших стран Старого Света, а Амстердам слыл финансовой столицей Европы, но в эпоху большой промышленности страна вписалась с опозданием.

Первые профессиональные объединения в Нидерландах созданы квалифицированными рабочими и ремесленниками. В 1871 году была основана Всеобщая ассоциация голландских трудящихся (ANWV). Это была организация умеренного толка — у руля ее встали либералы и протестанты.

Параллельно развивались и социалистическое движение, и анархистское. Основанная в 1881 году Социал-демократическая лига, несмотря на революционные лозунги, даже смогла ненадолго пройти в парламент. Анархисты же начали играть ключевую роль в созданном в 1893 году Национальном секретариате труда — одной из главных структур рабочего движения тогдашних Нидерландов.

А в конце XIX — начале XX века возникают также рабочие организации, связанные с религиозными общинами страны — реформатской и католической...

НА СВОИХ ШЕСТКАХ

Нидерландское общество рубежа XIX–XX веков разделяли многочисленные невидимые границы. Традиционная дистанция существовала между протестантским большинством и крупной католической общиной (в то время к католикам себя причисляло до трети жителей страны). С другой стороны, играли роль идеологические и партийные разногласия. Голландец столетней давности чувствовал себя в первую очередь представителем религиозной общины или партийной группы и лишь потом — подданным своей страны.

Разделенное общество само выработало систему защиты собственной стабильности. В Голландии развилась пилларизация (от англ. pillar — столп, опора), или «система опор». Одним из самых ярких ее идеологов стал протестантский богослов и консервативный политик Абрахам Кёйпер.

Речь шла о «внутреннем суверенитете» — в общинах и группах. В Голландии таких «опор» сложилось четыре: протестанты, католики, социал-демократы и либералы. К последним, впрочем, причисляли всех не присоединившихся к остальным группам.

У каждой «опоры» — собственные школы, политические партии и рабочие организации. Каждая из «опор» должна была надзирать за своими членами и помогать им. Своего рода добровольный апартеид внутри страны...

Но разделенность на «опоры» требовала от общин умения постоянно договариваться и поддерживать мир между ними, искать баланс интересов.

ВОЙНЫ СТУЧАТСЯ В ДВЕРИ

Когда в 1914 году в Европе разразился пожар Первой мировой, Нидерланды, зажатые между странами-противницами, сохранили нейтралитет. И хотя боевых действий на территории страны удалось избежать, европейская война серьезно повредила экономике государства. Были разрушены традиционные экономические связи, тяжелым бременем на государство лег хлынувший через границы поток беженцев.

Кризис военных и послевоенных лет, однако, способствовал популярности и авторитету профсоюзного движения Нидерландов. Вместе с тем оно, как и вся страна, оставалось разделенным по идеологическому признаку. Именно тогда начинает активно разрабатываться национальное социальное законодательство. Нидерландам, которые, как и США, в тридцатые годы серьезно пострадали от Великой депрессии, пришлось принимать законы о защите труда, обеспечении занятости и минимальной заработной плате...

Второй мировой войны, в отличие от Первой, Нидерландам избежать не удалось. 10 мая 1940 года в маленькую страну вторглись гитлеровцы. Сопротивлялись голландцы недолго — уже 15 мая страна капитулировала. На оккупированной территории вскоре было создано марионеточное национал-социалистическое правительство. Профсоюзы были распущены или взяты нацистами под контроль.

Голландское сопротивление нацистам нельзя назвать масштабным, но в истории остались впечатляющие примеры гражданского неповиновения нацистам, с участием и профсоюзов.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ. РОЖДЕНИЕ СОЦПАРТНЕРСТВА

Освобождены Нидерланды были в мае 1945 года. Несмотря на то, что сами голландцы сражались недолго, страна оказалась одной из наиболее пострадавших от военных действий на западе Европы. Была разрушена львиная доля промышленности и транспортной инфраструктуры.

Восстанавливать страну пришлось долго. С одной стороны, Нидерландам помог американский план Маршалла, с другой — вечное голландское трудолюбие и умение работать сообща. Именно тогда, в начале пятидесятых, в стране и появилась система социального партнерства. На государственном уровне был создан Социально-экономический совет (Sociaal-Economische Raad, SER) с участием крупнейших профсоюзов и организаций работодателей, а также отраслевые советы. Первоначально эти органы выполняли задачи планирования и регуляции экономики, а впоследствии превратились в консультативные структуры.

В то время начала рушиться разделявшая нидерландское общество «система опор»: послевоенному поколению межобщинные границы оказались чужды. Но традиция искать компромиссы для достижения общего блага (то, что позже назовут Poldermodel) осталась. Так, послевоенному росту немало способствовало согласие профсоюзов на «разумное ограничение» роста зарплат: это позволило привлечь в страну инвестиции и стимулировало создание новых рабочих мест.

Уже в пятидесятых показатели ВВП Нидерландов стали устойчиво расти, а к семидесятым там было построено полноценное «общество всеобщего благосостояния» — со сложной прогрессивной системой налогообложения, со стабильно высоким уровнем социальных гарантий. За этот период ВВП страны вырос в 2,5 раза.

В Нидерландах развивались новые отрасли промышленности (например, судостроение); в конце пятидесятых началась разработка богатых энергоносителями шельфов Северного моря. Последнее, правда, сыграло с экономикой злую шутку: страна оказалась крепко сидящей на нефтегазовой игле, и погоня за легкими нефтедолларами стала приводить в упадок другие отрасли промышленности. Этот эффект в мире так и зовется — «голландская болезнь».

Кризисные явления в связи с «голландской болезнью» пришлось пре­одолевать ценой сокращения роли государства в экономике — но социальная сфера по-прежнему оставалась стабильной. Как и дисциплинированность соцпартнерства в отраслях — хотя с восьмидесятых годов государство стало участвовать в нем гораздо меньше.

И в наши дни до 80% работников Нидерландов пользуются благами коллективных соглашений, в первую очередь на отраслевом уровне.

КТО ЕСТЬ КТО

Но кто они, крупнейшие профсоюзы Нидерландов? Многие из них ведут историю еще из времен пилларизации.

Самый крупный профцентр страны сегодня — Федерация нидерландских профсоюзов (FNV, Federatie Nederlandse Vakbeweging). В середине 2010-х эта организация объединяла свыше 1,1 млн человек, для страны с населением 17 млн — весьма серьезная цифра.

FNV — плод объединения в 1976 году двух профсоюзных структур, традиционно относившихся к разным «опорам». Ее образовали основанный еще в 1906 году социал-демократический профцентр «Нидерландская ассоциация профсоюзов» и Голландская католическая ассоциация (NKV).

В переговорах по объединению участвовал и третий профцентр — Христианский национальный профсоюз (CNV), рабочая организация протестантской «опоры» голландского общества, также действующая с начала XX века. Но в итоге CNV решила сохранить самостоятельность.

Сейчас CNV — второе по численности и влиянию профсоюзное объединение Нидерландов; уступает по численности FNV в три с лишним раза — в рядах Христианского национального профсоюза меньше 300 тысяч человек. Политические различия остаются (политически нейтральная FNV более тяготеет к социал-демократам, а CNV — к христианским демократам), но обе организации неплохо сотрудничают между собой.

Третий по величине профцентр — основанное в 1974 году объединение управленцев и высококвалифицированных работников «Профцентр профессионалов» (VCP, ранее — MHP, Федерация профсоюзов управленческого и высокопрофессионального персонала). VCP объединяет около 50 организаций общей численностью несколько десятков тысяч человек.

И, конечно, другие, не представленные на национальном уровне соцпартнерства профцентры, а также независимые организации...

Впрочем, все они традиционно объединяют меньшую часть нидерландских работников и, вдобавок, устойчиво теряют членов в последние десятилетия. В 1995 году в профсоюзах состояло около 25% нидерландских работников. В 2011-м — 18%. Сейчас этот показатель еще меньше.

НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Увы, численность профсоюзов продолжает сокращаться. Причин у этого много: и переход к постиндустриальной экономике, и развитие гибких форм занятости, и увеличение роли мигрантов на рынке труда... Кроме того, профсоюзы «стареют»: молодых членов приходит все меньше, а все больше профсоюзников со стажем переходит в категорию пенсионеров.

Рабочие организации пытаются бороться с внешними вызовами разными способами.

С одной стороны, идя на смелые организационные шаги. После того как FNV, будучи «мягкой» федерацией, пережила в начале 2010-х годов серьезный внутренний конфликт между центром и членскими организациями, ее крупнейшие профсоюзы, объединяющие 80% членов профцентра, решили объединиться в неделимую FNV, делегировав членство материнской структуре. Часть других профсоюзов при этом осталась в составе федерации на прежних основаниях — с возможностью свободного выхода из нее.

Но укрепление организационной структуры — лишь один из возможных путей. Насущной проблемой становится работа с не слишком традиционными для старых профсоюзов целевыми группами. В составе крупнейших федераций появляются организации по защите интересов женщин, чья доля на рынке труда в последние годы существенно выросла, а также самозанятых и других работников с «гибкой» формой занятости. Смогут ли эти усилия остановить кризис профсоюзов — покажет время.

А пока... В 2013 году новый король Нидерландов Виллем Александер в тронной речи символически похоронил голландское социальное государство: на смену «государству всеобщего благосостояния», по словам монарха, должно прийти «государство активного участия», а от доступных социальных благ в ближайшие годы подданным Нидерландов придется отвыкать. Безусловно, монарх, чья роль в управлении страной скорее символическая, лишь констатировал давно наметившийся тренд.

Тает социальное государство, надо сказать, на глазах. В настоящее время, например, в Нидерландах продолжается болезненная пенсионная реформа (повышение возраста выхода на пенсию с 65 до 67 лет), которая сопровождается бурными спорами социальных партнеров и успела вызвать волну протестов. Что ж, там, где компромисса недостаточно, голландские профсоюзы вполне умеют действовать силой.

Александр ЦВЕТКОВ


Одно из названий Голландии — «страна тюльпанов». Неудивительно, что фотографу удалось застать участников профсоюзной акции в Гааге именно на фоне этих цветов…

По меркам бурлящей Европы, Нидерланды и в начале XX века казались тихим омутом. Тем больший эффект имела всеобщая забастовка, парализовавшая страну в 1903 году. Основную роль в стачке сыграли железнодорожники.

Конфликт в амстердамских доках начался после того, как хозяева отказались от достигнутой с рабочим союзом договоренности привлекать к работе только членов союза. Конфликт и попытки работодателей использовать штрейкбрехеров спровоцировали солидарные протесты в других доках, а затем и на железных дорогах.

У железнодорожников были свои поводы для недовольства: тяжелый труд в плохих условиях, низкие заработки, нежелание работодателей иметь дело с профсоюзами. В конце концов бастующие, помимо конкретных претензий к руководству, потребовали признать в стране основные профсоюзные права — обязанность работодателей считаться с профсоюзами и право на забастовку.

Забастовка росла, распространилась по всей стране и парализовала Нидерланды. Докерам стачка принесла полную победу — все штрейкбрехеры были уволены работодателями...

Стачка 1903 года испугала не только стоявших у власти консерваторов, но и многих «умеренных» в самих профсоюзах.

Автор материала:
Александр Цветков
E-mail: cwietkow@yandex.ru

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности