Хотя организации трудящихся сами по себе не являются политическими, взаимодействие с политиками разного уровня - как в законодательной, так и в исполнительной ветвях власти - ведется постоянно. Что и неудивительно, ведь это один из эффективных способов усилить свое влияние на социально-экономическую повестку в интересах членов профсоюзов. Да и сами их лидеры зачастую не упускают возможности поучаствовать в выборах, заняв депутатские кресла, таким образом добавив влиятельности как себе лично, так и организациям, которые они представляют. О теоретических и практических аспектах таких практик рассуждали на форуме “Профсоюзы. XXI век” в октябре этого года.
Если начать выяснять, что собой представляет большинство теорий заговоров, обобщить и немного упростить результат, то описание получится коротким. Определенная группа лиц по предварительному сговору пытается достичь собственных целей через сильных мира сего. Из таких вот групп влияния и строится так называемое “тайное государство”, иначе - “глубинное государство”. Об этом участникам форума “Профсоюзы. XXI век. Идеи и практики” рассказал ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, член-корреспондент Российской академии наук Александр Запесоцкий. В лекции “Есть ли в России глубинное государство?” он описал методы влияния на центры принятия политических решений в США и в нашей стране, а также на конкретных примерах пояснил последствия такого влияния.
Выступление профессора Запесоцкого можно разделить на две условные части - “Их нравы” и “Наши нравы”. В первой лектор подробно рассказал о мироустройстве “глубинного государства” в Соединенных Штатах Америки. Думается, что реалии США хоть и показательны (с точки зрения построения запутанных управленческих структур и инструментов внутреннего влияния на политиков высшего эшелона), однако российскому читателю не столь близки, как суровая отечественная действительность. Рассмотрим ее вкратце.
Группы промышленников, представляющие разные отрасли и желающие удовлетворить свои экономические интересы, постоянно пытаются продвигать собственных политиков на различные высокие посты. Любой сбой в этой схеме приводит к значительным политическим, финансовым и социальным последствиям (как показал опыт нежданного президентства Дональда Трампа - с массовыми, масштабными протестными действиями, организованными различными общественными движениями). И в этой связи особенно любопытно то, во что превратилась подобная система, заимствованная из США в наши широты.
- Очень интересно сравнивать то, что происходит у нас в стране, с происходящим в Соединенных Штатах. Потому что 30 лет назад наша страна избрала капитализм США в качестве модели для своего развития, считая, что это некая панацея от бед, некая якобы здоровая альтернатива советскому строю и так далее. Сейчас-то понимаем, что и альтернатива получилась не вполне здоровая, да и с советским строем все было не так просто, как некоторым казалось в начале 90-х, - считает Запесоцкий.
Кстати, в другой части своего выступления спикер подчеркнул, что при переформатировании общества - вне зависимости от политического строя и экономической формации - крайне важно поведение и качество элит. Отечественные элиты в начале 90-х, по оценке Запесоцкого, со своей задачей не справились. Причем результаты их ошибок россияне наблюдали в последующие десятилетия. Так что же с “теневым государством” происходит на российских просторах?
- В любом обществе, в любой стране есть определенные группы влиятельных лиц, которые между собой договариваются, - рассказывал Запесоцкий. - И очень часто договариваются они в пространстве, которое скрыто от глаз общественности и даже от СМИ. Более того, у нас в России уже вошло в моду обществу показывать одно, при этом, как фокусник, проделывая под условным столом совершенно иные вещи. Мы в профсоюзах должны четко понимать, как подобные инструменты работают и развиваются.
Один из главных моментов, на которых заострил внимание Александр Запесоцкий, - это отношение к деньгам, которые, по сути, стали мерой всех вещей для российской элиты. Не польза того или иного человека для общества, а его богатство начало править бал в отечественных высших кругах, что сказывается на мышлении определенных деятелей и по сей день. Это и стало прекрасной почвой для формирования “теневого государства” - сращивания интересов чиновников и крупного бизнеса.
Как отметил ректор СПбГУП, искоренить подобные “группы влияния” очень сложно. В первую очередь потому, что для этого потребовались бы жесткие репрессии, которые могли бы привести к ликвидации многих и многих замешанных в коррупции управленцев, что уже случалось в истории государства. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что даже на главу государства оказывает серьезное влияние его окружение, вследствие чего периодически принимаются ошибочные решения. К примеру - повышение пенсионного возраста.
- Целый ряд уважаемых людей то по одному, а то и вместе вбрасывают определенную идею, напоминают о ней, говорят, убеждают, врут. Приходит руководитель крупного банка с какими-то своими проблемами - и несколько слов бросает по теме реформы, в которой заинтересован. А через время приходит крупный бизнесмен. А потом - министр, вице-премьер, - поделился схемой подготовки подобных резонансных решений Запесоцкий. - Ходят так по очереди несколько лет. В результате из их слов складывается определенная мозаика, решение принимается. Перед руководителем встает коллективное мнение уважаемых людей. А страна за это платит высокую цену.
Указал профессор и на наиболее болезненный для присутствующих в зале момент:
- Тому, кто не посвящен в эту кухню, невозможно себе представить, как с Путиным постоянно работают против профсоюзов. Отдельные олигархи и отдельные государственные чиновники имеют известное желание - свести влияние профсоюзов до нуля, - сообщил Александр Запесоцкий. Но тут же несколько успокоил взбудораженную аудиторию: - С ним лично эти номера не проходят!
За практическую часть политической секции форума отвечали профлидеры и активисты, в том или ином качестве принимавшие участие в избирательных кампаниях последних лет. О нюансах выборов присутствующие могли подробно расспросить руководителей региональных профобъединений Кабардино-Балкарии, Алтая и Оренбуржья - Фатимат Амшокову, Ивана Панова и Ярослава Чиркова. А также Станислава Мельникова, председателя первички на “Акроне”, избравшегося в региональный парламент. Кроме того, о своем опыте работы “в полях” в качестве организатора форсайт-сессий на выборах в Ульяновской области рассказал Николай Цывенов, замруководителя департамента аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения.
Станислав Мельников, избранный в этом году в Новгородскую областную думу по одномандатному округу через политическую партию “Единая Россия”, рассказал об общих моментах избирательной кампании. Первым делом саму идею выдвижения Мельников обсудил с членами своей первичной организации, а уже затем - с представителями партии и работодателем. Далее - формирование бюджета кампании и, конечно, постоянная работа с избирателями. При этом, как следует из слов депутата, принадлежность к профсоюзам помогла выиграть в одномандатном округе, в котором и расположена первичка.
- Мой личный результат как одномандатника был выше, чем у партии по всем участкам. С другой стороны, я не могу сказать, что выиграл только потому, что профлидер. Скорее сработало, что я шел от крупного предприятия, - пояснил Мельников.
И добавил, что на встречах с кандидатом в депутаты избирателей больше интересовали их бытовые проблемы (дороги, благоустройство, ремонт), чем общегосударственные или глобальные вопросы. Что также необходимо учитывать представителям коллективов, помышляющим о политической карьере. В то же время, говорит Мельников, периодически всплывают наиболее болезненные социально-экономические вопросы:
- Большая часть критики, которая шла в отношении партии, касалась повышения пенсионного возраста. Приходилось разъяснять, что да, есть некоторый парадокс, что человек, критиковавший такое решение и участвующий в протестных действиях против него, баллотируется от “Единой России”. Говорил правду. Если мы хотим влиять на решения, то нужно быть как можно ближе к тем органам, где они принимаются.
К сожалению, не так повезло с избранием Ярославу Чиркову и Ивану Панову. Несмотря на то, что они показали очень хорошие личные результаты на выборах, в списках “Единой России” они оказались на непроходных местах. Опыт, впрочем, получился интересный, познавательный и точно не бесполезный. В рамках избирательных кампаний обоим удалось провести десятки встреч с избирателями, продвигая социальную повестку. Кроме того, удалось наладить контакты со многими политиками, получившими-таки депутатские кресла, что, безусловно, полезно при внесении и продвижении в региональные заксобрания законопроектов, в которых заинтересованы профсоюзы.
А вот в Кабардино-Балкарии уже сформировался богатый опыт участия активистов и лидеров в политической борьбе. Как рассказала глава республиканского профобъединения Фатимат Амшокова, попытка баллотироваться через инструментарий политической партии “Союз Труда” на прошлых выборах успеха, к сожалению, не принесла, хотя затрачено было достаточно много ресурсов. В то же время от “Единой России” профлидерам удалось пройти в республиканский парламент. Конечно, это потребовало определенных усилий, но действовать через наиболее крупную партию страны оказалось проще и дешевле, чем использовать собственный ресурс.
- Сегодня нас в региональном парламенте присутствует трое. Я и два председателя республиканских комитетов. Конечно, каждый из нас и в своих комиссиях, и на уровне парламента проводит нашу общую линию, - заверила Амшокова.
“ПДПС” - постоянно действующее профсоюзное совещание “Бери и делай!”
Председатель первичной профсоюзной организации ГМПР в АО “Первоуральский новотрубный завод” Сергей Ошурков рассказал, как эффективно можно внедрить в профсоюзную работу коммуникационные бизнес-техники. Кстати, проект “Лучшие бизнес-практики компаний - в профсоюз!” стал победителем конкурса “Профсоюзный Авангард” в прошлом году (номинация “Новация”), а сам Сергей Ошурков - лауреат 2021 года в номинации “Лидер”.