Программисты стоят за современным цифровым миром, и всплеск онлайн-услуг в пандемию только увеличивает спрос на талантливых разработчиков. Но как прийти в профессию, сколько там будут платить и есть ли свой профсоюз? О требуемых навыках, особенностях работы и карьерных перспективах рассказывает специалист - Владимир Олохтонов.
Владимиру Олохтонову 29 лет, он старший разработчик в компании “Авито”. Программирование смело может назвать семейной профессией: его отец - программист с тридцатилетним стажем. Однако эта специальность привлекла Владимира только после возвращения из армии. Демобилизовавшись, он устроился монтажником, занимался подключением интернета. Следующей ступенькой профессии стало системное администрирование.
- Младшего системного администратора обычно и называют программистом, - рассказывает наш собеседник. - Он просто хороший пользователь ПК, особых навыков у него нет. Довольно быстро я осознал - хочется чего-то более сложного, и погрузился в администрирование серверов. Начинал с администрирования серверов на Windows. Затем перешел к серверам на Linux (семейство операционных систем - бесплатная альтернатива Windows).
Затем Владимир Олохтонов устроился в “Яндекс” - в группу, которая отвечает за работоспособность оборудования и операционной системы на поисковом блоке “Яндекса”. На его попечении оказалось несколько десятков тысяч серверов.
- В процессе я понял, что для решения тех задач, которые у меня возникают во время работы, необходимо уметь программировать, - вспоминает Владимир.
Освоив программирование, через несколько лет он оставил непосредственное администрирование и стал заниматься разработкой. Специальность Олохтонова - Backend-разработка. Это написание программного кода, который исполняется на серверах компании и реализует логику работы интернет-сайта.
На вопрос о самом увлекательном в профессии программиста Владимир отвечает без раздумий:
- Мне нравится вместе с другими членами команды делать вещи сложнее, чем то, что я могу сделать сам.
Среди безусловных плюсов профессии он выделяет оплачиваемые отпуска и большую зарплату. В среднем по этой специальности платят 108 тысяч рублей в месяц. В Москве и Санкт-Петербурге зарплата выше - 150 тысяч и 120 тысяч рублей соответственно, в регионах - 80 тысяч рублей.
До пандемии Владимир приезжал на работу к 12 часам и уходил примерно в восемь вечера. Но с апреля 2020 года он работает на удаленке. Поскольку обязательного посещения офиса сейчас нет, Владимир трудится за компьютером дома, но пару раз в неделю старается встретиться с коллегами тет-а-тет и обсудить текущие рабочие вопросы.
Конкуренция в кругу программистов зависит от уровня владения профессией. Она высока среди начинающих - специалистов на этапе становления. Порой на собеседовании в ИТ-компанию среди этого контингента возникает конкурс по 20 человек на место. С опытными программистами ситуация прямо противоположна - нужных специалистов гораздо меньше, чем вакансий для них.
Как отмечает наш собеседник, каждые пять лет количество людей в отрасли удваивается. Примерно половина специалистов имеет опыт меньше пяти лет, и опытных программистов на рынке труда немного.
Профсоюзные объединения программистов Владимиру Олохтонову неизвестны.
- Нам на руку текущая ситуация, - объясняет он. - Сейчас преимущество на стороне кандидата - мы сами выбираем, куда идем работать. И в итоге для программистов высокой квалификации стараются создать условия лучше, чем у конкурента. О проблемах с несоблюдением прав программистов я не слышал ни разу.
Профессиональные заболевания программиста такие же, как у любого человека, засиживающегося за компьютером, - это заболевания спины и глаз.
Интересно, что высшего образования у нашего собеседника нет - зато имеется самостоятельная подготовка и последующее обучение в Школе анализа данных “Яндекса”. Это двухгодичная программа подготовки специалистов-практиков и исследователей в ключевых областях информатики.
- Стоит ли учиться в вузе - дискуссионный вопрос, - говорит Владимир. - Я считаю, что стоит. Но это не единственный возможный путь. Программирование - это не абстрактное знание, а навык. Да, этот навык опирается, среди прочего, на теорию - у нас в школе это называют информатикой. Но это далеко не все: программирование, как и любой навык, изучается на практике.
Мест, подходящих для подготовки, немало. Наш собеседник называет среди них факультет компьютерных наук в ВШЭ, факультет инноваций и высоких технологий в МФТИ, факультет информатики и систем управления в МГТУ имени Баумана. Но есть альтернативные варианты, например “Школа 21” Сбербанка, куда набирают для обучения программированию учащихся, не обладающих знаниями в области информационных технологий.
При всей важности таких знаний, окончить вуз, чтобы стать программистом, недостаточно:
- Образование - это эрудиция, и чем шире охват знаний, тем тебе интересней и проще работать, - объясняет Владимир. - Знания поддерживают навык и позволяют заметить решения, которые человек без знаний - не заметит. Но ставить надо на того, кто больше программировал, а не на того, кто учился в лучшем месте. Если, обучаясь в вузе, вы писали только учебные задачи, то ваши знания ими и ограничиваются. Чтобы достичь начального уровня профессионализма в программировании, в среднем требуется два года практики, поэтому курса с третьего хорошо бы начинать работать, чтобы к выпуску иметь навыки.
Главными качествами программиста Владимир называет ответственность, умение оперировать сложными абстракциями и любопытство. Ведь если программист не интересуется тем, с чем работает, - его кругозор перестает расширяться. И тогда он перестает расти как специалист.
Сложнее всего в этой работе, по мнению Олохтонова, строить взаимоотношения с коллегами.
- Выстроить работу команды, в которой каждый - индивидуалист, непростая задача, - объясняет Владимир. - Есть люди, которые привыкли жить у себя в голове. Чтобы быть успешным программистом, нужно уметь у себя в голове строить сложные воздушные замки. И это требует глубокого погружения. Однако важно, чтобы с каждым из таких индивидуалистов вы понимали друг друга, зачастую без слов. Ведь когда мы читаем программный код, то стараемся понять мысль человека, который туда ее заложил. И без хорошего взаимопонимания сделать это очень тяжело.
У программиста есть две основных возможности для построения карьеры. Первая - стать руководителем и вместо того, чтобы делать что-то самому. Такая координационная деятельность обычно требует много сил и ответственности.
Второй вариант - распространение знаний. Начиная с позиции старшего разработчика, у специалиста накапливается багаж знаний, и ему есть чем делиться. И тогда он начинает обучать других членов команды.
По мнению Владимира, с профессиональной точки зрения для программиста лучше всего работать в ИТ-компании. Но если говорить о финансах, то наибольших величин достигают зарплаты в компаниях сегмента B2C, то есть занимающихся работой с физическими лицами, как тот же “Яндекс”.
Сам Владимир с планами на будущее определился:
- Я не зарекаюсь, но в топ-менеджеры абсолютно не целюсь. Разработка мне нравится гораздо больше. Я ориентируюсь на своего отца. Ему сейчас 56 лет, и он до сих пор трудится разработчиком.