В мае два дня бастовали работники СОГБУ “Смоленскавтодор”. Но и спустя пять недель после акции протеста ситуация не улучшилась ни на йоту: от участия в примирительной комиссии руководство предприятия уклонилось, местные власти не нашли времени встретиться с коллективом или его представителями, требования бастующих не выполнены. Профактивистов и членов профсоюза подвергают гонениям, а здания предприятия все больше разрушаются.
В “Солидарности” мы уже писали о забастовке, которую 27 мая объявил коллектив СОГБУ “Смоленскавтодор” (№ 22, 2025: “Протест на паузе”). За два дня забастовки областное министерство транспорта - учредитель предприятия - так и не прислало своего представителя на место проведения акции протеста. А работодатель начал изымать технику, не оформляя это документально. Написав в Следственный комитет заявление о противодействии законным действиям профсоюза, первичка приняла решение: в 17 часов 28 мая приостановить забастовку.
Тем временем в нашу газету пришли ответы на редакционные запросы от властей и работодателя.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области на наши вопросы о забастовке ответило, что представителями министерства “проведено не менее трех деловых встреч с представителями работников Учреждения за последний год, рабочие совещания с работниками Учреждения проводятся на регулярной основе”. Что ведомство как собственник “принимает участие в разрешении коллективного трудового спора”, причем “представители Министерства не принимают участие в забастовке, при этом участвуют в рассмотрении и решении вопросов, ее касающихся”.
В своем ответе министерство заверило, что “в настоящее время создана примирительная комиссия, работа будет продолжена в направлении урегулирования конфликтной ситуации”. А оплата труда соответствует законодательству, потому что учреждение посылало мотивированный отказ от присоединения к отраслевому соглашению.
Отдельно наша редакция интересовалась: следует ли видеть в ответе министерства от 31.05.2024, гласящем, что “в настоящее время между Министерством и первичной профсоюзной организацией “СпецАвто” отсутствуют какие-либо взаимоотношения”, отказ от системы социального партнерства? Ведомство утверждает, что такой ответ “не подтверждает отказа Министерства от системы социального партнерства”. Получается очень затейливая картина: отношения отсутствуют, но это не отказ от социального партнерства. При этом министерство, не имея отношений с представителями работников учреждения, принимает участие в разрешении коллективного трудового спора, но не принимает участия в забастовке. Как-то нестройно и запутанно.
Ответ Смоленского областного государственного бюджетного учреждения “Управление областных дорог (СОГБУ “Смоленскавтодор”)” был лаконичнее, поэтому приводим его полностью:
“1. СОГБУ “Смоленскавтодор” в порядке, установленном ч. 9 ст. 48 ТК РФ, отказалось от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству на 2023 - 2025 гг., соответственно, не обязано его применять.
2. Проверки Прокуратуры Промышленного района г. Смоленска проводились в 2023 году, когда СОГБУ “Спецавто” было самостоятельным бюджетным учреждением. В связи с передачей с 01.01.2023 имущества данного учреждения из муниципальной собственности г. Смоленска в государственную собственность Смоленской области, в начале 2023 года был период, когда до СОГБУ “Спецавто” не было доведено государственное задание.
В январе 2024 года СОГБУ “Спецавто” реорганизовано путем присоединения к СОГБУ “Смоленскавтодор”. В 2024 - 2025 гг. государственное задание доведено до СОГБУ “Смоленскавтодор”, соответственно, доведено и до филиала, образованного на базе СОГБУ “Спецавто”. Отдельной статьей затрат в соглашении о выделении субсидий на выполнение государственного задания выделены затраты на содержание автомобильных дорог г. Смоленска, что относится к функциям филиала.
З. В отношении требований работников, связанных с проведением ремонтных работ, закупкой материалов, товаров и др., необходимых в производственной деятельности, стороны достигли устной договоренности о выполнении данных требований до 01.10.2025. По иным требованиям стороны не достигли соглашения”.
На деле же никаких подвижек нет, сообщил председатель первичной профсоюзной организации “СпецАвто” Рафаэль Алиев:
“По всем пунктам предъявленных требований у нас пока никаких изменений. Ничего не решилось. Складывается ощущение, что учредитель, администрация, просто переложили решение вопроса на работодателя, а сами устранились. Министерство транспорта пишет от лица губернатора, что продолжает работу примирительная комиссия. Но одновременно работодатель нам заявляет, что никаких примирительных комиссий нет, что все сроки прошли и комиссия перестала работать. И работодатель и министерство транспорта продолжают нас игнорировать - никто из них не приехал на встречу и не попытался позвонить. Максимум - получаем бумажные ответы на запросы.
В итоге примирительная комиссия работу так и не завершила, протокола никакого нет. Максимум, которого удалось достичь, - устной договоренности о том, что начнутся ремонты, будут выделять деньги на инвентарь и запчасти, а к началу октября, к началу отопительного сезона, отремонтируют отопление. Но ничего не изменилось и никаких действий не происходит. Министерство же нам написало, что они все положенные средства перечисляют полностью, все вопросы к директору предприятия и мы можем обращаться в суд”.
Председатель обкома профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Виталий Кулешов в своих оценках был лаконичнее: “Прогресса ноль. Ждем реакции Следственного комитета. Тем временем работодатель начал преследовать профактивистов”.
- И мне, и моим заместителям отключили интернет, что не позволяет людям выполнять даже рабочие задачи. И ко мне, и к моим заместителям применяют дисциплинарные взыскания, постоянно устраивают проверки. Например, мой заместитель, которая является юристом нашей первички, сейчас проходит служебную проверку по поводу того, что представляла интересы профорганизации. Членам профсоюза снизили зарплаты и не объяснили, по какой причине. Доходит до того, что работникам запрещают с нами общаться. Правда, никого этот запрет не останавливает, - пояснил председатель профкома Алиев.
Требования коллектива “Смоленскавтодора” были таковы:
1. Разработка и утверждение положения и государственного задания, определяющего критерии оценки качества и объема услуг.
2. Проведение ремонта здания котельной, выполнение электромонтажных работ, установка резервного котла, имеющегося в наличии, капитальный ремонт теплотрассы, капитальный ремонт кровли ремонтно-механической мастерской, замена оконных блоков.
3. Проведение примирительных процедур по исковым требованиям работников в судах, выплата задолженности по заработной плате.
4. Обеспечение запасными частями к специализированной технике, инвентарем, материалами, моющими средствами для уборки, укомплектование сварочного поста необходимым оборудованием, инструментами и расходными материалами, установление договорных отношений на проведение шиномонтажных работ.
5. Прекращение давления на членов профсоюзной организации с использованием административного ресурса. Снятие дисциплинарных взысканий с начальника управления по специализированной уборке города и с начальников участков.
6. Установление персоналу филиала фиксированной, гарантированной, стабильной заработной платы. Разработка и заключение коллективного договора, закрепление системы оплаты труда в коллективном договоре.