Вполне естественное и похвальное желание молодого человека подработать, а то и начать с юных лет строить карьеру осложнено “второй волной” пандемии. “Солидарность” попыталась разобраться, что сегодня ждет подростка, решившего начать трудовую деятельность.
На фото: Снимки с ярмарок вакансий прошлых лет теперь вызывают смесь ностальгии и удивления. Но возможность трудоустроиться, пусть и удаленно, у молодежи остается...
Неприятные перемены этого года затронули все секторы рынка труда, в том числе молодежный. По словам Ирины Святицкой, руководителя молодежного направления hh.ru, трендом стала удаленная работа, и процент таких вакансий вырастет:
- До этого года было много запросов соискателей по работе удаленно, но не каждый работодатель был к этому готов. 2020 год изменил эту ситуацию для множества компаний. Мы делали опросы работодателей: в апреле больше 50% были довольны эффективностью работы соискателей, а повторный опрос в июле показал увеличение показателя. Большинство работодателей осознали, что удаленная работа - это вопрос отладки процессов, выстраивания коммуникаций. И неважно - налажены процессы в офисе или удаленно. Еще один тренд - смешанный тип работы. Например, два дня в офисе и три дня удаленки. Этот тренд удобен абсолютно всем, и его эффективность еще выше.
Затронула пандемия и работу с соискателями, которую ведут кадровые агентства, их общение тоже перешло на удаленку:
- Чтобы молодым соискателям было проще адаптироваться на современном рынке труда, специалисты центра занятости “Моя карьера” проводят выездные встречи с учащимися колледжей и вузов, - говорит директор центра Ирина Швец. - На фоне ухудшения эпидемической ситуации встречи проходят онлайн.
Спрос на рабочие места у молодого поколения высок. По данным HeadHunter, в месяц больше 5700 соискателей в возрасте 14 - 18 лет размещают резюме на сайте, а ежемесячное число резюме в профессиональной области “Начало карьеры, студенты” достигает почти 700 тысяч.
Как отмечает Святицкая, на молодых специалистов в области “Начало карьеры” рассчитано около 8% вакансий, что находится в пределах нормы (8 - 12%). Но сказывается уровень безработицы: по рынку в целом он составляет около 5%, сейчас повысился до 6,5%. У молодых же специалистов, заканчивающих учебные заведения, безработица втрое выше. По данным Росстата - от 21 до 24%. Очевидно, что задумываться о карьере желательно даже не в процессе учебы, а еще до поступления в вуз. Также наша собеседница упомянула, что у молодых специалистов конкуренция выше среднего показателя по рынку.
Трудоустройство школьника или студента давно ушло от таких традиционных для прошлого века позиций, как работа почтальоном или продавцом газет.
- На сегодня наибольшая потребность наблюдается в сфере услуг, общественного питания, IT, ритейла, - объясняет Ирина Швец. - Эти отрасли зачастую дают самый благоприятный старт молодым специалистам и соискателям без опыта.
По словам Святицкой, работодатели массово готовы видеть молодежь на вакансиях, так или иначе связанных с продажами, в качестве менеджеров по работе с клиентами, продавцов-консультантов, курьеров, операторов колл-центра, промоутеров (раздача рекламных листовок и флаеров), официантов или помощников официантов, а также на стажерских позициях:
- Свои резюме молодые люди в основном называют общей формулировкой “начинающий специалист”. Это говорит о том, что молодые люди готовы к различным вариантам, им интересно начать подрабатывать и пробовать себя в новом деле. На втором месте - “продажи”, то есть резюме продавцов-консультантов. Ну а если школьник или студент уже опытный блогер, он может попробовать попасть в HR-департамент, в отдел маркетинга или пиара, - говорит руководитель молодежного направления hh.ru.
Сложнее всего, по мнению экспертов, найти работу в 14 - 16 лет. По Трудовому кодексу, можно работать с 14 лет, но с письменного согласия родителей. Работа не должна быть физически и морально тяжелой, опасной, ночной и так далее. В теории можно пойти работать официантом в 14 лет, но на практике - до 16 лет устроиться на такое место проблематично.
- Для работодателя это другое юридическое оформление и больше ограничений, - комментирует Святицкая. - Родителям, в свою очередь, страшно отпустить ребенка на подработку. В нашей стране не принято, чтобы школьники работали с 14 лет. Это непросто и в юридическом плане, и с точки зрения традиций. Но нам кажется, что важно дать саму возможность. Понятное дело, что процент таких вакансий очень небольшой, но кто хочет - тот сможет ими воспользоваться.
Программ, помогающих влиться во взрослую трудовую жизнь, немало. В притоке молодой рабочей силы заинтересованы и работодатели, и кадровые агентства. Так, центр “Моя карьера” (проект московского департамента труда и соцзащиты населения) проводит ярмарки вакансий для молодежи, а также запускает специальные программы летней занятости для подростков.
- Наша программа “Лето в новом формате” проходит уже второй год подряд, - рассказывает директор центра Ирина Швец. - В 2020 году московские школьники участвовали в проекте “Лето моей карьеры” и в девяти профильных школах смогли примерить одну из специальностей: фотограф, IT-специалист, видеоблогер, юрист компании, копирайтер, финансист, лидер-предприниматель, менеджер по продажам и комьюнити-менеджер. Для тренировки навыков общения и осознания профессиональных стремлений ребята посещали онлайн-вебинары по самопрезентации, ответственности, сотрудничеству и эмоциональному интеллекту.
В онлайн-проекте участвовали около тысячи подростков, каждый смог попробовать себя в одном из профессиональных треков, пройти профориентацию и встретиться с 25 представителями крупных брендов, например Hewlett Packard Enterprise и PepsiCo.
Также в числе специальных программ центра - стажировки подростков в территориальных центрах соцобслуживания, в спортивных центрах и секциях, некоммерческих организациях, библиотеках, школах, природоохранных организациях и районных службах коммунального хозяйства. Где-то школьники за время стажировки опробовали несколько профессий.
Об основных проблемах трудоустройства молодежи в сельской местности нам рассказала Юлия Оглоблина, руководитель Российского союза сельской молодежи (РССМ) и председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий. По мнению Оглоблиной, главное - правильная профориентация. Разговорам об отсутствии перспектив на селе противопоставлена организация агроклассов в сельских школах и подъем престижа аграрных профессий в рамках проекта “Выбираем профессию”. Другое важное направление - повышенное информирование обо всех возможностях и о государственной поддержке села:
- Программы есть, программ много, но информация до села не доходит, - обозначает проблему Юлия Оглоблина. - А если доходит, то ребята не знают, как ей воспользоваться, и не верят, что они на самом деле могут получить какую-то поддержку. Для этого у нас работают проектные офисы в федеральных округах.
Для развития предпринимательских навыков у РССМ уже девять лет действует интеллектуальный грант “Начинающий фермер”, который позволяет подросткам еще в школе, а затем в средних или высших аграрных заведениях учиться предпринимательству.
- Практика показала, что у ребят реально появляется мотивация к предпринимательству на селе, - рассказывает Юлия Оглоблина. - В результате они с большей уверенностью регистрируют крестьянско-фермерские хозяйства, участвуют в грантовых конкурсах и становятся фермерами.
На фоне пандемии и роста безработицы оснований для оптимизма в сфере трудоустройства подростков не так много. Интернет-форумы полны историй о поиске работы школьниками и студентами, и финал у этих историй далеко не всегда радостный.
- 2020 год - сложный, а любой кризис в первую очередь отражается на молодежи, - констатирует Ирина Святицкая.
Тем не менее, пока есть неравнодушные люди, готовые помочь подросткам, и пока у самих подростков есть желание найти работу по душе - эта их цель вполне достижима.