Дебаты о воссоединении двух частей острова в одно государство возобновились после заявления Великобритании о выходе из Евросоюза. Brexit неизбежно повлияет на правовой статус Северной Ирландии, которой придется определить, частью какой страны она все-таки является. У “северян” есть два варианта: остаться в составе Великобритании и вместе с ней покинуть ЕС или примкнуть к Ирландской Республике.
25 февраля больше 150 профсоюзных активистов Ирландской Республики подписали декларацию, в которой призвали рабочее движение выступить за объединение острова и новую конституцию, в основе которой будут права трудящихся, а также экономические, политические и гендерные права человека.
В Дублине было создана организация рабочих “Профсоюзы за новую и объединенную Ирландию” (TUNUI), требующая провести референдум по вопросу выхода Северной Ирландии из состава Великобритании и присоединения к республике.
“Мы все признаем, что раздел Ирландии был губительным как для граждан, так и для прогрессивной политики страны”, - заявил представитель TUNUI Риуари Кринни в интервью изданию The Irish Times.
27 апреля в штаб-квартире профсоюза работников связи в Дублине состоится конференция под названием “Объединение работников - объединение Ирландии”. Планируется обсуждение возможности общих действий рабочих Севера и Юга в целях создания нового государства.
Остров Ирландия в 1921 году, после войны за независимость с Великобританией, был разделен на две территории. Тогда в состав Соединенного Королевства были включены шесть из девяти графств, которые относились к региону Ольстер, остальные вошли в состав сформировавшейся Ирландской Респуб- лики. Отношения между частями некогда единого государства были напряженными - до 1998 года на границе фактически велась гражданская война.
Одним из главных камней преткновения была религия. Север острова пре- имущественно населен протестантами, а на юге процветает католицизм. “Инородное” вероисповедание на обеих территориях жестко притеснялось - в результате погибли несколько тысяч человек. На границе были возведены блокпосты, в города северной части острова, куда переместила центр своих действий Ирландская республиканская армия (IRA), была стянута бронетехника. Пика противостояние достигло в 1972 году - тогда британские солдаты расстреляли 13 безоружных демонстрантов на марше в защиту гражданских прав католиков в североирландском городе Дерри.
Конфликт постепенно начал стихать в 1973 году, когда Ирландская Республика и Великобритания вступили в ЕЭС - Европейское экономическое сообщество и подписали соглашение о едином европейском экономическом пространстве. Значимую роль сыграло и Белфастское соглашение 1998 года. По его условиям власть в Северной Ирландии переходила к созданной там Ассамблее, а референдумы в обеих частях острова определили статус северной территории. Также население обеих частей острова могло получать двойное гражданство. После этого граница была разоружена.
Воссоединение Ирландии, на первый взгляд, будет закономерным - за 20 лет относительного мира остров превратился в единое экономическое образование. Многие произведенные на юге продукты перерабатываются на севере (и наоборот). Спасательные службы острова имеют договоренности, по которым могут действовать в любой его части. Связаны и рынки труда: ежедневно границу пересекают свыше 30 тысяч граждан обеих территорий, отправляясь на работу в соседнее государство.
Сейчас граница скорее номинальная. Заметить ее можно только по дорожным указателям, на которых или километры, или мили, по валюте, которой платишь в магазинах, и по приветствиям мобильных операторов.
В республике за создание объединенного государства выступают лейбористская и демократическая партии, католическая IRA, партия “Шинн фейн” (“Мы сами”), действующая на всем острове, и отделившаяся от нее Рабочая партия Ирландии. По мнению министра государственных расходов и реформ Ирландской Республики Брендана Хоулина, объединение повысит благосостояние граждан, поможет сократить увеличившийся за последние годы разрыв между бедными и богатыми. Кроме того, система независимой власти позволит укрепить экономику и возвратить региону самостоятельность.
Прозвучавшая в 2017 году идея провести референдум об объединении тогда не нашла поддержки ни у первого министра Северной Ирландии Арлин Фостер, ни у премьера Ирландской Республики, коим был Энда Кенни. Северяне, в большинстве протестанты, тяготеют к тому, чтобы остаться в составе Великобритании, где исповедуют в основном ту же религию. При этом на референдуме 2016 года 55% населения Северной Ирландии проголосовали за сохранение членства в ЕС.
Выход Северной Ирландии из ЕС в составе Великобритании предполагает ограничения для свободного перемещения людей, товаров, услуг и капитала между частями острова. Чтобы избежать массовой миграции из Евросоюза в Британию через Северную Ирландию, придется возвести реальные, видимые барьеры. Загвоздка в том, что сделать это будет чрезвычайно сложно. Протяженность границы - 500 км, она пересекает около 300 улиц и дорог. Так, католическая церковь в деревне Джонсборо находится в Северной Ирландии, а приходское кладбище - в Ирландской Республике.
Введение ограничений на перемещение между частями Ирландии, против чего решительно выступают профсоюзы, негативно скажется не только на международной торговле, но и на положении трудящихся. Неясно, сможет ли Соединенное Королевство гарантировать сохранение рабочих мест для ирландцев, приезжающих на “север” из республики, и обеспечить своевременные выплаты вознаграждений и пособий. Сейчас права занятости и социальные права граждан определяются существующими двусторонними соглашениями. Будут ли они действовать после Brexit - неизвестно.
Ирландский конгресс профсоюзов (ICTU), представляющий интересы почти 800 тысяч рабочих по обе стороны границы, выступает не столько за объединение двух частей Ирландии, сколько против выхода Северной Ирландии из Евросоюза в составе Великобритании.
Конгресс считает, что такого понятия, как “хороший Brexit для рабочих”, не существует. “Сделка на любых условиях будет менее выгодна для трудящихся, чем сохранение членства в ЕС”, - говорится в заявлении на его официальном сайте.
Главная задача профсоюзов - не допустить “возведения барьеров” на острове, создания морской и экономической границы между Ирландией и Великобританией.
Если Северной Ирландии придется покинуть Евросоюз, то условия сделки между Великобританией и ЕС, по мнению профсоюзов, должны быть обговорены как можно скорее. В этом случае наилучший вариант, с точки зрения ICTU, - обеспечить действие Белфастского соглашения и после Brexit: сохранить на острове свободную зону путешествий, единое экономическое пространство, автономию Северной Ирландии и право жителей на двойное гражданство. Конгресс намерен любой ценой добиться, чтобы “выход без сделки” не состоялся, так как последствия могут быть катастрофическими для всех трудящихся.