Социальное партнерство закреплено в Конституции страны, но на данный момент слишком многим удается ускользать от этих обязательств. Поэтому нужно вынудить органы власти участвовать в этом процессе, а работодателей - вступать в объединения работодателей. Об этом и многом другом говорили на первом социально-трудовом форуме, организованном 30 сентября ФНПР и МГЮА.
30 сентября состоялся форум “Социальное партнерство в сфере труда для достижения национальных целей развития Российской Федерации”. Это первый социально-трудовой форум, который Федерация независимых профсоюзов России организовала совместно с Московской государственной юридической академией им. Кутафина (МГЮА).
Несмотря на то, что Конституция РФ теперь содержит норму о том, что государство гарантирует социальное партнерство как один из принципов государственной политики, сказать, что эта система работает безупречно и крепко “вшита” в государственную политику, еще нельзя. Поэтому профсоюзы и предложили обсудить, как социальные партнеры влияют на достижение национальных целей развития страны. А также выработать новые предложения для включения их в законодательные и нормативные акты соцпартнерства на различных уровнях.
Участниками форума стали представители правительства, депутаты, представители профсоюзов и объединений работодателей, а также науки и организаций высшего образования.
Председатель ФНПР Сергей Черногаев рассказал, каким видят дальнейшее совершенствование системы социального партнерства профсоюзы. По его мнению, нужны точечные изменения в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти. А именно - в федеральных законах “Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”:
- Нужно обеспечить участие органов исполнительной власти и местного самоуправления в системе социального партнерства. Сейчас полномочия по содействию в социальном партнерстве в регламенте работы федеральных органов исполнительной власти не предусмотрены. На практике это означает, что министерства могут уклониться от социального диалога с представителями работников и работодателей. Риск возникновения аналогичной ситуации наблюдается и на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Второе направление, над которым профсоюзы считают необходимым поработать, - это повышение представительности объединений работодателей:
- Одной из проблем в рамках социального партнерства является отсутствие объединенной стороны работодателей, как следствие - отсутствуют отраслевые соглашения, причем подобное имеет место и в ряде ключевых отраслей с большим числом работников. В 2024 году президент России поддержал идею обязательности членства работодателей в объединениях. В настоящее время по инициативе нашего социального партнера - Российского союза промышленников и предпринимателей - разрабатывается законопроект, направленный на введение обязательного членства организаций в одном из объединений работодателей. ФНПР поддержала в целом инициативу РСПП и считает это первым шагом к повышению представительности объединений работодателей.
Впрочем, сами работодатели скептически относятся к идее обязательного участия в объединениях работодателей - считают, что без прямой финансовой мотивации не обойтись.
- Налоговый кодекс не содержит льгот для тех, кто состоит в объединениях работодателей. А если бы льготы предоставляли из-за уплаты членских взносов в объединение, мотивация была бы, - считает Марина Москвина, управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства РСПП.
Разделил опасения и Аркадий Замосковный, президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики “Энергетическая работодательская ассоциация России”:
- Насильственное участие в объединениях работодателей не будет эффективным. У нас просто возникнут желтые отраслевые объединения, которые будут делать пустые отраслевые соглашения. Нужны экономические стимулы.
Были и конкретные предложения. Валерий Фадеев, председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, предложил решить проблему самозанятых:
- Пора проанализировать результаты эксперимента по введению налога на профессиональный доход, на так называемую самозанятость. Безусловно, у этого эксперимента, у этой социальной практики есть позитивный результат в выводе деятельности из тени. Но возникает вопрос: работник выполняет трудовую функцию на постоянной основе, но не получает потом пенсии, и его отношения с работодателем не подчиняются Трудовому кодексу. А значит, могут подвергаться штрафам, которые в ТК запрещены. На предприятиях, где много самозанятых, штрафы стали нормой, и объясняют это свободой гражданско-правового договора. Так если все можно объяснить свободой договора, то и телесные наказания можно вернуть? За невыполнение плана - розги. Я занимаюсь правами человека и хочу понять, почему в трудовом праве нет штрафов, а на практике десятки миллионов работников подвергаются штрафам. Давайте примем осмысленное решение.
Дмитрий Платыгин, замминистра труда, предложил закрепить в законодательстве признаки трудовых отношений - на основе решений Верховного суда РФ: “В прошлом году было выявлено более 850 тысяч граждан, находящихся в неформальных трудовых отношениях. Мы считаем, что надо внести изменения в законодательство и закрепить признаки трудовых отношений”.
Анатолий Вальковой, руководитель правового департамента Московской Федерации профсоюзов, предложил обратить внимание на проблему отказа работодателей от выполнения отраслевых и региональных соглашений:
- Что такое добровольность? Это принятие решений в пределах тех полномочий и компетенций, которые предоставлены каждой стороне. Если мы говорим о процедуре отказа от соглашений в течение месяца, вот практика, с которой я сталкивался лично: 1760 отказов по Москве. Из них с профсоюзными организациями - всего единицы, 10 штук, может, а все остальные [отказавшиеся] организации не имеют профсоюза. То есть мнение работников при принятии этого отказа никак не учитывается. Получается, работодатель узурпирует права работников, решает все в одностороннем порядке. Я считаю, тут тоже нужно какое-то законодательное урегулирование, нужен учет мнения работников. Это вопрос непростой и требует обсуждения - и представителей науки, и практиков - для выработки конкретных предложений.
- Мы видим, что те задачи, которые были сформулированы президентом в качестве национальных целей развития: снижение бедности, снижение дифференциации доходов, обеспечение устойчивого роста доходов, - по сути дела, не могут решаться без эффективного социального партнерства. И более того, опыт показывает, что разрыв в оплате труда в тех отраслях, в тех регионах, где есть соглашения, гораздо ниже, чем в целом по Российской Федерации. В целом по России этот разрыв составляет 13 раз. А в отраслях, где заключены соглашения в сфере труда и где существенный охват работников этими соглашениями, разрыв меньше. Например, в добыче полезных ископаемых и в обрабатывающем производстве этот разрыв - 9 раз. В обеспечении электричеством, газом, а также в сфере жилищно-коммунального хозяйства разрыв составляет 8 раз. Аналогичная ситуация и в регионах, где заключены региональные соглашения и где региональные заработные платы. Ну, в качестве примера можно привести Московскую область, где разрыв составляет 11 раз, Ленинградскую область, где разрыв - 9 раз. По сути дела, соглашения и социальное партнерство выполняют функцию более справедливого распределения доходов и более справедливого установления всей оплаты труда, - отметил уже имеющиеся достижения Олег Соколов, руководитель департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР.
По итогам форума решено выпустить сборник докладов. Участники выразили уверенность, что форум станет постоянным мероприятием, потому что, как любой институт, социальное партнерство требует своего дальнейшего совершенствования.