Полицейские бразильского города Собрал организовали 13-дневную забастовку, требуя повысить зарплату и поменять систему продвижения по службе. Губернатор штата Сеара назвал акцию бунтом по политическим причинам. Но правительство штата намерено инвестировать в зарплаты полицейских 495 млн реалов, а значит, недовольство фактически признали экономически обоснованным.
Военная полиция бразильского города Собрал в штате Сеара закончила 13-дневную забастовку 1 марта, об этом сообщила следующий день газета Prensa Latina.
Забастовка полицейских началась 18 февраля, и с тех пор город, в котором около 209 тыс. жителей, стал похож на поле боя - так об этом говорят местные жители. Стражи правоворядка забаррикадировались в казармах, что подстегнуло разгул преступности на улицах. Бастующие были настроены решительно. Когда сенатор Сид Гомес, уроженец Собрала, забрался в экскаватор и попытался снести забор и ворваться на территорию казарм чуть ли не через толпу недовольных полицейских, бастующие остановили его резиновыми пулями. Сенатор был доставлен в больницу, его жизни ничего не угрожает.
В тот же день президент Бразилии Жаир Болсонару ввел в штате режим “гарантии законности и правопорядка” (GLO). По сути это операция по вводу войск на ту или иную территорию внутри государственных границ, которая применяется, если обычные методы обеспечения правопорядка исчерпаны. В мае 2018 года с помощью GLO была остановлена забастовка дальнобойщиков.
Министр юстиции и общественной безопасности Бразилии Сержиу Моро переложил ответственность за происходящее на власти штата Сеара и сказал, что именно они должны разобраться с ситуацией. При этом он не преминул воздать почести президенту и федеральному правительству за постоянный контроль и введение режима GLO, а еще похвалил полицейских, назвав их “преданными профессионалами”, за что подвергся критике в СМИ.
Как сообщила испанская газета El Pais, с начала протеста и к утру 2 марта - первого дня после стачки - на улицах Собрала было убито 220 человек.
Полицейские, организовавшие забастовку и участвовавшие в ней, были недовольны своими зарплатами и системой продвижения по службе. Камило Сантана, губернатор Сеары и член Партии трудящихся (Partido dos Trabalhadores, или PT, - основная оппозиционная группировка), в ходе стачки пообещал выполнить некоторые требования полицейских, чтобы разрядить обстановку и успокоить протестующих. На этапе переговоров некоторые профсоюзы приняли возможность соглашения, но часть полицейских отвергла ее и восстала.
4 марта Камило Сантана заявил, что бывший федеральный депутат Кабо Самино в бегах и разыскивается “за руководство беспорядками”.
- Мне кажется, что бунт в Сеаре - больше политическая акция, чем спор о зарплате, - сказал губернатор.
Соглашение о прекращении забастовки все же было заключено, им предусматривается, что правительство штата инвестирует в зарплаты полицейских 495 млн реалов (около 7,3 млрд рублей). Что касается амнистии для мятежных полицейских - на это руководство штата не пошло.
По мнению губернатора, полицейский мятеж должен открыть дискуссию о связи полиции и политики. Санана посетовал, что гражданские полицейские могут иметь партийную принадлежность и баллотироваться на выборах, не оставляя своей карьеры, - в отличие от судей, прокуроров и военнослужащих.
- Пристрастность плоха для полиции. Интересы некоторых полицейских стали избирательны и породили эти незаконные беспорядки, - считает губернатор.
Суд постановил арестовать 43 человека, которых подозревают в подстрекательстве к мятежу и руководству этим процессом. 230 полицейских в результате были отстранены от службы без сохранения зарплаты на 120 дней.