Центральная профсоюзная газета16+
“В любом деле должны быть блаженные люди”

Как живут и развиваются народные художественные промыслы

Есть в русской культуре уникальное явление - народные художественные промыслы. Это и духовная традиция, и отрасль хозяйства, вносящая вклад в экономику. Это и образ жизни, и производство со своими особенностями трудовых отношений, историей и проблемами. О том, как живут предприятия народных художественных промыслов, как решают вопросы с кадрами и какие варианты развития выбирают, “Солидарность” беседовала с Вячеславом Долговым (на фото) - заместителем генерального директора ОАО “Павловопосадская платочная мануфактура”, председателем правления НКО “Национальный союз народных художественных промыслов”.

ПРИЕХАЛ - И УВЛЕКСЯ

- Вячеслав Геннадьевич, с чего начался ваш интерес к народным промыслам, к народной культуре? Как вообще москвич попал в Павловский Посад?

- Интерес к производству, к тому, чтобы что-то делать руками, он из детства. Но я гуманитарий, по основному образованию юрист и долгое время занимался юридической практикой. В 1990-е годы Павловопосадская мануфактура попросила оказать ряд услуг. Я приехал, начал вникать - и увлекся! Мне предложили сотрудничество - заняться сбытом. Позднее мы начали развивать нашу розничную сеть, и я погружался в эту среду все глубже. Это еще и уникальная для юриста область, где очень многое завязано на экспертизу: вашу продукцию просто так не признают “изделием народного художественного промысла” (НХП).

Чем глубже вникал, тем интереснее становилось: а что есть еще помимо платков? Начал интересоваться, какие существуют виды народных промыслов, как они живут. Обрастал контактами, единомышленниками. Так постепенно родился наш Национальный союз народных художественных промыслов, который включает в себя больше 20 организаций.

- Кто входит в организацию, как строите деятельность?

- Входят предприятия народных промыслов России. Все они в определенной степени поделены по субъектам Федерации. Есть разделение и по видам производства - нормативный акт Минпромторга России утверждает Перечень видов производства и групп изделий, в соответствии с которым изготовленные изделия относятся к изделиям НХП. Например, существует группа “Художественная обработка дерева”. Сюда входят различные виды росписи по дереву, токарная обработка, резьба по дереву, плетение из лозы и т.д.

Но главное для народных промыслов - это производство художественных изделий. Это занятие для мастера должно быть профессией, люди должны заниматься им профессионально и постоянно. И важный момент, который и определяет НХП: вся продукция должна быть произведена в традиционном месте бытования этого промысла. Дымковская игрушка может быть произведена только в Кирове, поскольку именно там, в слободе Дымково, она возникла, а павловопосадский платок - только в Павловском Посаде.

Есть еще условия для признания продукции изделием НХП. Это не только производство в месте традиционного бытования. Надо, чтобы использовались традиционные материалы, соблюдалась традиционная технология и чтобы изделие соответствовало установленным традиционным для конкретного вида промысла художественно-стилевым особенностям.

В наш Национальный союз народных художественных промыслов входят производства и объединения, которые выпускают изделия НХП. А Павловопосадская платочная мануфактура входит в Союз НХП Московской области. Занимаемся мы организацией мероприятий - как просветительских, так и экспертных, делаем все, что можем, для сохранения и развития уникального явления - народных художественных промыслов России.

- Как предприятия НХП решают проблему с кадрами?

- Это зависит от специфики предприятия. Система подготовки творческих кадров для НХП базируется в основном в двух вузах и входящих в их систему училищах. Это Высшая школа народных искусств (академия) в Санкт-Петербурге, у нее восемь филиалов. А другие пять училищ передали “Строгановке” (Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова. - М.М.), в их числе и Абрамцевское училище, это кузница кадров для народных промыслов.

Но надо учитывать, что производствам НХП требуются не только мастера по художественной части. Есть большая потребность в кадрах рабочих и инженерных специальностей: ткачи, швеи, слесари, электрики, механики, наладчики оборудования и т.д. Я считаю, что для развития нашей сферы нужны специалисты как со средним профессиональным, так и с высшим образованием.

РАБОТА КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

- Кто приходит сегодня в художественные промыслы? Ведь это не просто работа - это определенный стиль жизни.

- В основном приходят те, кто сознательно выбрал такой путь. Очень важно, чтобы среди них были подвижники, по-хорошему блаженные люди. В любом творческом деле должны быть блаженные люди - без этого ничего не получится. Люди с искрой, горящие своим делом.

Вот, скажем, Злата Ольшевская, наша павловопосадская художница. В 1975 году она вышла на пенсию в возрасте 55 лет, но у нее настолько велика была тяга к творчеству, она настолько хотела реализовать свои творческие планы (а в советский период ей это не позволили бы делать на предприятии, которое было зажато стандартами и планом по валу), что стала работать сама, без предприятия. И за 20 лет она свои “нестандартные” платочные рисунки вручную перенесла на ткань - расписала больше 40 больших шалей. Это фантастический труд - творческий и физический! Сейчас ее работы хранятся в нашем краеведческом музее. А сегодня наша платочная мануфактура по этим ее рисункам выпускает серию платков - и они очень востребованы.

А история таких центров лаковой миниатюры, как Палех, Холуй и Мстера? Она же вся связана с активностью гениального Ивана Голикова, который в 1920-е годы фактически переориентировал художников-иконописцев, как их называли - “богомазов”, этих трех сел на создание сказочных сюжетов. Они и стали визитной карточкой того же Палеха. И такие люди-легенды есть в истории каждого художественного промысла.

- Как оплачивается работа, которая зачастую становится смыслом жизни?

- Это зависит от предприятия и от того, чем конкретно занят работник. Если говорить о нашей мануфактуре, то, как “средняя температура по больнице”, зарплата будет около 40 тысяч рублей. Но это именно на нашем производстве. А на других, например на клинской фабрике елочных игрушек или на гжельском предприятии, зарплаты будут отличаться.

- Вы уже говорили об объединениях художественных промыслов. А как в этой отрасли работают профсоюзы?

- У нас на мануфактуре сохраняется профсоюзная организация, она развивается. Исторически мы долгие годы входили в профсоюз работников текстильной и легкой промышленности. Правда, уже несколько лет как на федеральном уровне он вошел в Российский профсоюз работников промышленности. Так что в этом плане преемственность и традиции тоже не прерывались. Кстати, как раз руководство профкома в свое время много сделало для создания музея нашего предприятия.

Есть профсоюзные организации и на ряде других предприятий. Их работа, я думаю, не слишком сильно отличается от профсоюзной работы в других отраслях экономики.

- Есть ли какие-то специфичные именно для народных художественных промыслов трудовые и социальные проблемы, требующие особого внимания?

- Трудовые проблемы, я думаю, общие для всей страны. А социальные - они, мне кажется, больше социально-культурные. Причем для сферы НХП имеются специфические государственно-управленческие проблемы. Дело вот в чем.

Большая проблема - отсутствие должной координации вопросов НХП на межведомственном уровне. У народных промыслов куратор на федеральном уровне - это Минпромторг России. И тут стоит вспомнить Козьму Пруткова: “Специалист подобен флюсу, он односторонен”. Так и Минпромторг: его специализация - производство и торговля (продажи), но вопросы культуры явно не входят в компетенцию этого ведомства.

Затем, поскольку большинство производств НХП - это предприятия малого и среднего бизнеса, есть необходимость выстраивать взаимодействие с Минэкономразвития РФ как куратором МСП. В подчинении этого же ведомства и вопросы туризма, с которыми тесно связана деятельность НХП.

Но я четко убежден, что НХП - сфера прежде всего культурной, а не производственной, деятельности. Почему так? Да, это производство изделий, но не простых, а именно художественных и традиционных для культуры нашей страны. И в этих изделиях главное - их художественное, то есть культурное, содержание.

Но есть еще одно ведомство, которое должно заниматься темой НХП, и явно не хватает его участия! Это - Министерство просвещения России. Нужно заниматься активным просвещением наших людей по теме народных художественных промыслов, рассказывать им про особое значение изделий НХП как предметов традиционной для народов нашей страны культуры.

Если проанализировать продажи товаров НХП, то мы увидим, что рынок их продаж на 95% - это наша российская территория. И еще те районы Казахстана и Беларуси, где есть русскоговорящее население и люди православного вероисповедания. И товары народных художественных промыслов востребованы только внутри этого единого культурного пространства. Даже если мы продаем какую-то часть за границей, то покупатели, как правило, наши бывшие соотечественники либо люди, имеющие глубокий интерес к русской культуре. А кто должен заниматься формированием этого культурного пространства с детского возраста, как не министерство просвещения?

МЫ СОЗДАЕМ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

- На ваш взгляд, значение народных художественных промыслов в том, что они участвуют в формировании культурного пространства страны?

- Да, безусловно. Они несут огромную добавленную стоимость в виде мощного культурного ядра. Это культурные коды народов нашей страны. Даже в официальных документах указано, что задачей нашего государства является “сохранение народных художественных промыслов как основы этнокультурной самобытности и источника творческого потенциала народов Российской Федерации”. Вся образная художественная стилистика наших изделий, их орнаменты - это глубинные, корневые для страны вещи. Убери сейчас из истории России, из нашей настоящей жизни все изделия народных промыслов - и Россия станет безликой, не будет иметь своего самобытного лица.

Поэтому я и говорю о важной роли министерств культуры и просвещения! Необходимо формировать культурное пространство, в котором произведения народных промыслов будут востребованы. Каждый наш ребенок с детского сада - через общение с игрушками, которые делают на промыслах, - должен знать, что он родился в России, в стране, где есть такое уникальное явление, как народные художественные промыслы. Я разговаривал со специалистами, они говорят: надо законодательно закреплять народное искусство в статусе духовной культуры России. Это очень важно.

Вы спрашивали о наших социальных и экономических проблемах. Вот такие программы - просвещения и культуры - и помогут их решить. Если граждане нашей страны будут вовлечены в это культурное пространство - изделия НХП будут востребованы. Причем людьми всех возрастов, включая молодежь!

- Таким образом, через народные промыслы проходит связь поколений. А на самих предприятиях есть эта связь, существуют трудовые династии?

- Династии существуют не везде, это зависит от технологий. Там, где применяются, как в Павловском Посаде, сложные фабричные технологии, династии встречаются реже.

Мы стараемся сохранить произведения наших мастеров, собираем старинные платки, ищем интересные рисунки. Бывает, по старинному платку художник восстанавливает рисунок, по которому мы делаем шаблонные формы. Создать полноценный рисунок с фотографии невозможно, так что ищем оригиналы.

Например, до сих пор у нас в ходу рисунки, которые больше 150 лет назад создал художник Степан Постигов. Платок с его рисунком “Подкова” и сейчас охотно покупают. Есть и другие примеры использования рисунков, которые были созданы нашими художниками и 70, и 100 лет назад. И наши современные художники конкурируют не столько друг с другом, сколько с мастерами прошлого.

А династии встречаются чаще там, где применяются более простые технологии. Например, есть в Нижегородской области село Полховский Майдан. У них своя матрешка, росписью занимаются целые семьи.

В нескольких деревнях вокруг города Семенова немало таких примеров. Мужчина дома на токарном станке делает заготовку-матрешку из деревянной болванки. Женщина, получившая навык росписи на хохломском предприятии города Семенова, сидит, расписывает матрешку. Сырьем их снабжает заказчик, который и покупает готовые изделия. Таким образом они неплохо зарабатывают, потом в этой семье к работе подключаются и дети. Такие полусерые схемы складывались вокруг многих промыслов еще с 1990-х годов, но, к сожалению, где-то живы до сих пор.

Хотя сейчас, конечно, значительно увеличилась господдержка, но только финансами дело не решить. Как я говорил, нужна популяризация народной культуры, выстраивание собственного культурного пространства Русской Цивилизации. Ведь есть виды производств НХП, которые держатся на редких специалистах. А если они уйдут - люди-то стареют - и на смену не придет молодежь, то история может закончиться трагически.

- Как вы оцениваете сейчас положение художественных народных промыслов? Особенно после февраля 2022-го, когда серьезно изменились туристические потоки?

- Надо не только развивать промыслы, надо их сохранять. Не будет поддержки государства в виде льгот по налогам, прямых субсидий, которые сейчас Минпромторг выдает части предприятий НХП, - и многие производства просто перестанут существовать. Большинство из них держатся на энтузиазме, на том, что люди считают сохранение промысла своей миссией, вкладывают собственные деньги.

Есть, конечно, и промыслы, которые не просто развиваются, а становятся настоящими туристическими центрами притяжения.

Например, так развивается предприятие елочных игрушек в Клину. Здесь организованы и экскурсии на само предприятие, и музей, и гостиница, и магазин - все в доступности для гостей города. На сегодня, мне кажется, это лучший образец развития предприятия НХП как объекта туристического показа.

Очень мощно сейчас будет развиваться гжельское фарфоровое предприятие, которое в советское время называлось “Объединение Гжель”. У них появились состоятельные инвесторы - Сбербанк и АФК “Система”. Точнее, их структуры.

Хорошо известны дагестанские производства: Кубачи, Кизляр - с их знаменитыми ножами и украшениями. Жостово, Федоскино - у них поменьше обороты, но это всемирно известные бренды.

А что изменилось после 2022 года... У предприятий НХП осложнилось финансовое положение, падают объемы выручки, так как у россиян стало меньше денег, снижается реальная покупательная способность. Для такого вывода мне не нужны сводки Росстата, у нас есть свой инструмент - 150 розничных магазинов по России, из них по 30 в Москве и Питере и по одному-два во всех губернских центрах. И мы знаем, где что продается, а ассортимент у нас разный. Если в каких-то городах не продаются наши большие платки, которые стоят порядка 7500 рублей, значит там дела явно неважные. Поэтому мы вносим коррективы в свой ассортимент, увеличиваем выпуск недорогой продукции.

- Смогут ли промыслы сохраниться в сегодняшнем мире высоких технологий? Каким вы видите их будущее?

- На мой взгляд, сегодняшние радужные представления о новых технологических процессах отрицательно сказываются на человеческой психике, вводят человека в заблуждение. Это про утверждения и веру в то, что новые технологии способны заменить человека и его творчество во всем - ну хотя бы с помощью 3D-принтеров.

Говорят даже, что для выпуска изделий НХП не потребуется талант и труд мастера - их легко заменит робот, тот же 3D-принтер. Я считаю, что это не так. 3D-принтер сделает моделирование, будет внешнее сходство, но такой продукт, выполненный из другого материала роботом, в сравнении с реальным изделием НХП не будет иметь основного содержания - в нем не будет ни души мастера, ни культурного пласта, ни позитивной энергетики, которыми наполнены изделия НХП.

Чтобы у народных художественных промыслов было будущее, надо одновременно развивать экономику страны, повышать материальный уровень жизни наших граждан и обогащать культурное пространство. Ведь, повторю, на 95% потребитель изделий НХП - это человек, живущий в пространстве российской и русской культуры. Увы, из-за отрыва от культурных корней в 1990-е годы в нынешних школьных учебниках написана совершенно бестолковая, путаная информация о народной культуре, о народных промыслах - и это нужно срочно исправлять. Народные художественные промыслы - это уникальное явление, не имеющее аналогов в других странах. И надо понимать, что Россия - это особая цивилизация.

Автор материала:
Макаренков Максим
E-mail: makarenkov@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности