Боевые действия на новых территориях РФ и в приграничье Белгородской и Курской областей разрушают бытовую инфраструктуру. Помощь в ее восстановлении оказывают гражданские специалисты из мирных областей России. За их плечами - преодоление последствий чрезвычайных ситуаций на “Большой земле”: масштабных пожаров, наводнений, селей, ураганов. Какая поддержка и защита полагается сотрудникам?
- Вот уже несколько месяцев на Луганщине работают бригады “Южных электрических сетей” компании “Россети Московский регион”. К сожалению, ничего, кроме общих фраз, я вам сказать не смогу, - замечает Андрей Ягремцев, председатель первичной профсоюзной организации “Южных электрических сетей”, входящей во “Всероссийский Электропрофсоюз”. - Да, наши бригады ездили на новые территории, помогали восстанавливать электроснабжение. Это была работа в условиях повышенного риска - ребята неоднократно были вынуждены прерывать ремонт из-за обстрелов и воздушной тревоги.
Принимая скудость информации как данность, мы с Андреем Валентиновичем сосредоточили разговор на социально-трудовой поддержке работников, командированных в зону риска.
Восстановление электроснабжения требует материального обеспечения. Поэтому сначала на новые территории выезжали руководители и специалисты “Южных электрических сетей”. Они определяли места и объем работ, смотрели, сколько подстанций разрушено, сколько оборвано проводов, где понадобится замена кабельных и воздушных линий электропередачи. Был создан штаб, который, опираясь на полученные данные, определил необходимое количество людей и средств для устранения неполадок. Затем по направлениям были распределены бригады специалистов. После соответствующей заявки выехала на Луганщину и команда Московской области.
Областные энергетики отправили не только работников. Под Луганск шла отдельная автоколонна от предприятия - со своими КамАЗами, бригадными машинами, кранами, автомобильными вышками, дизель-генераторными установками, проводами, трансформаторами.
На Луганщине бригады работали вахтовым методом, сменяя друг друга каждый месяц. Жили в общежитии, оставив семью, поэтому всем хотелось быстро и качественно выполнить задание и вернуться домой. Безопасность работников обеспечивала специализированная корпоративная служба. С охраной помогали местные власти, которые на месте решали и вопросы быта.
- Хотя работа оформлялась как командировка, отправить сотрудника на новые территории могли только с его согласия. Профком с самого начала поставил жесткое условие: никакого ущемления прав трудящихся быть не должно - и внимательно следил за его выполнением. Сто процентов командировок были организованы исключительно при личном согласии работника. Если человек отказывался, его никто не имел права заставить. Необходимость личного согласия отличала командировки на новые территории от стандартных аварийных работ, которые являются частью обязанностей сотрудника, - рассказывает о деталях Андрей Валентинович.
Первая партия специалистов, отправившаяся на Луганщину, не до конца понимала, какими будут условия работы на новом месте, как сформируется оплата труда. Когда же люди увидели, что все их трудовые права соблюдены, когда получили положенное материальное вознаграждение, то стали относиться к командировкам на новые территории с большой заинтересованностью.
Работы под Луганском проходили в опасной зоне и были ненормированными, поэтому им была присвоена категория повышенной сложности. Все условия труда регламентировались Трудовым кодексом. Естественно, имели место переработки, но все сверхурочные и все задания в выходные дни были оплачены. Как работающим в условиях повышенного риска, людям также были увеличены командировочные и оклады. А наиболее отличившиеся еще и получили премии по результатам работы.
- Все командированные были материально простимулированы. Ребята хорошо заработали и остались довольны, - резюмирует Андрей Ягремцев.
“Сейчас на уровне законодателей обсуждается вопрос, не приравнять ли гражданских специалистов, принимающих непосредственное участие в СВО, к ветеранам боевых действий, - объясняет наш собеседник. - Профсоюзы поднимали вопрос о дополнительных льготах и для гражданских специалистов, командированных на новые территории, - по так называемому “третьему перечню”. Естественно, набор преференций был бы не такой большой, как у тех, кто участвует в боевых действиях, но все же какие-то льготы подразумевались бы”.