На протяжении десятилетий Китаю была уготована роль мировой “сборочной линии”. Однако в мае 2015 года Компартия Китая объявила о намерении покончить с подобным положением дел. Была запущена госпрограмма “Сделано в Китае 2025”, которая должна была превратить Китай из производителя дешевых товаров в инновационный центр. И это в полной мере удалось. “Солидарность” изучила ситуацию. Следует отдать дань уважения государству, совершившему впечатляющий технологический скачок. Нашей стране стоит всмотреться в опыт восточного соседа.
Промышленный план “Сделано в Китае 2025” должен был превратить страну в “производственную сверхдержаву”, бросить вызов первенству ведущих экономик и международных корпораций Запада. А также избежать “ловушки среднего дохода”, когда рост зарплат опережает рост производительности труда и снижает конкурентоспособность рабочей силы, замедляя экономический рост. Центральным элементом стратегии стало продвижение и распространение высоких технологий и искусственного интеллекта с учетом опыта немецкой концепции “Индустрия 4.0” и американской концепции “промышленного интернета”. В рамках программы государственное финансирование направлялось в десять ключевых отраслей, включая робототехнику, аэрокосмическую промышленность, производство электромобилей и биофармацевтику.
Западные критики расценили план как отход от рыночной экономики, при которой предприятия получают господдержку и субсидии, а чужая интеллектуальная собственность присваивается. В ответ США “из соображений национальной безопасности” ввели пошлины на товары ряда китайских компаний, таких как Huawei, Европейский союз подал жалобу во Всемирную торговую организацию, а ряд стран, например Франция, ввели более жесткие ограничения на китайские инвестиции.
Все это не помешало выполнению программы - на Боаоском Азиатском форуме (БАФ-2025) бывший мэр города Чунцин Хуан Цифань заявил, что к 2024 году Китай достиг 96-процентного показателя по всем задачам плана. А вовсе не прокитайский Bloomberg отметил, что в пяти из 13 критичных высоких технологий Китай достиг мирового лидерства, а в семи других быстро сокращает разрыв.
Инновационный климат Китая изменился. Страна сократила зависимость от импорта, добилась резкого роста числа мировых патентов на технологические изобретения, а количество китайских научных публикаций в среднем увеличивается на 18% в год. Согласно новому отчету World Robotics, на сентябрь 2024 года на фабриках Китая работали 1 755 132 промышленных робота, только за 2023 год в эксплуатацию было введено 276 288 из них.
“Сегодня страна является крупнейшим в мире рынком робототехники”, - подтвердила Марина Билл, президент Международной федерации робототехники (IFR). - По темпам ежегодного внедрения Китай занимает первое место в мире, опережая Японию и США, и закрывает 51% мирового спроса в области робототехники”.
Уже сегодня инженеры и специалисты по сервису обслуживают целые армии роботов, что позволяет снижать себестоимость производства и повышать качество продукции. В результате китайские фабрики и дальше смогут удерживать низкие цены на многие виды экспорта, что даст им преимущество в торговой войне, несмотря на высокие тарифы, введенные против них США, и новые торговые барьеры со стороны ЕС и ряда развивающихся стран - от Бразилии и Индии до Турции и Таиланда.
Главным потребителем промышленных роботов стала, прежде всего, электротехническая и электронная промышленность: в 2023 году там было внедрено 77 464 единицы. С 2018 по 2023 год ежегодный средний прирост (CAGR) роботизации отрасли составил 11%. В 2023 году китайская электронная промышленность обеспечила 62% мировых установок в этой отрасли.
Второй по величине отраслью - заказчиком промышленных роботов стала китайская автомобильная промышленность. Количество установок в 2024 году достигло 64 882 единиц, а прирост роботизации с 2018 по 2023 год так же равен 11%. Внедрение роботов в металлургическую и машиностроительную промышленность показало значительный рост - на 35% (в 2023 году - 41 578 единиц), тем самым был установлен новый рекорд. На долю китайских компаний среди поставщиков роботов в этой отрасли приходилось 85% рынка.
Автоматизация позволяет Китаю сохранять доминирующее положение в сфере массового производства, несмотря на то, что его рабочая сила стареет, а молодые китайцы все реже хотят работать на производстве. Одна из причин - стремительный рост так называемых “темных фабрик”. В этих промышленных помещениях не нужен свет, потому что место рабочих там заняли роботы и искусственный интеллект. Подобные производственные линии никогда не останавливаются, не ошибаются и не требуют оплаты за сверхурочную работу. Сложные интеллектуальные системы “темных фабрик” без участия человека выполняют все задачи - от сборки до контроля качества. Что лежит в основе этого перехода и что он означает для будущего?
Человеческий труд традиционно был главной производственной силой, но растущие затраты, дефицит кадров и требование более высокой эффективности изменили правила игры. Сегодня, например, флагманский завод компании Zeekr, основанной в 2021 году, производит до 300 тыс. электромобилей в год (более 800 в день) - на предприятии круглосуточно и без выходных вкалывают сотни роботов. В итоге трудозатраты снизились на 80%, а число ошибок - на 99%. Правда, роботам все еще не хватает умения действовать в нестандартных ситуациях, и устранять неполадки и настраивать сложную электронику все еще может только человек.
Усложняют ситуацию и риски, связанные с кибербезопасностью, а также дефицит высококвалифицированных инженеров для обслуживания систем. Кроме того, тотальная роботизация ставит этические вопросы: что будет с уволенными работниками? Чем больше заводов будут закрываться, тем более важными станут программы переквалификации и нового трудоустройства в сфере технологий и контроля.
Уже сейчас “темная фабрика” компании Xiaomi, работая круглосуточно, каждые 3 секунды выпускает новый смартфон, а по данным McKinsey - международной консалтинговой компании, специализирующейся на стратегическом управлении, - к 2030 году могут быть полностью автоматизированы от 30 до 35% китайских фабрик.
Помимо “темных фабрик” уже сегодня роботы в Китае выполняют ряд важных повседневных дел. Так, человекоподобный робот стартапа Zerith Robotics моет туалеты на более чем 20 коммерческих объектах. Компания Zerith Robotics была официально учреждена только в январе 2025 года командой из Лаборатории робототехники искусственного интеллекта Цинхуа, но уже получила многомиллионное финансирование и заказы на несколько миллионов юаней. В 2025 году компания должны будет выпустить более 500 человекоподобных колесных роботов. Колеса, заменившие технологически сложные и дорогие “ноги” робота, делают его более надежным и экономичным и позволяют использовать в структурированных интерьерах, например в торговых центрах и отелях.
Еще один прорыв в роботизации китайской экономики: недавно управление гражданской авиации Китая (CAAC) выдало первые в мире коммерческие сертификаты на эксплуатацию автономных пассажирских дронов - по сути, летающих беспилотных “такси”. Теперь компании EHang Holdings Limited и Hefei Hey Airlines Co., Ltd. могут брать плату за перевозку людей на беспилотных электрических летательных аппаратах с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL).
Сертификат эксплуатации (OC), сопоставимый с лицензией на оказание услуг такси, стал последним официальным документом, который компания получила после сертификатов типа, производства и летной годности. Ожидается, что первые сервисы беспилотного такси запустят в таких городах, как Гуанчжоу и Хэфэй, - они будут ориентированы на низковысотный туризм и обзорные экскурсии. Этот шаг фактически выводит Китай на передовые позиции в мировой гонке за создание воздушного беспилотного транспорта и превращает эту концепцию из футуристической новинки в коммерческую реальность.
А ведь еще в 2015 году китайские предприятия использовали в среднем всего 19 промышленных роботов на 10 тыс. работников, в то время как в Соединенных Штатах этот показатель достигал 176, в Германии - 301, а в Южной Корее - 531. Сегодня же, по данным IFR, Китай находится в тройке лидеров, пропустив вперед только Южную Корею и Сингапур. Впечатляющий прорыв.