На съезде РСПП продолжилось обсуждение нацпрограммы “Кадры”, которое после выступления президента 29 февраля перед ФС РФ стало традиционным на мероприятиях соцпартнеров - включая профсоюзы и социальный блок правительства. Вице-премьер Татьяна Голикова рассказала, сколько людей и где понадобится стране до 2030 года, а заодно - сколько пенсионеров не бросает работу (но не сказала почему). А самым интересным вышел спор: нужно ли работодателям обязательно вступать в свои объединения. Тем более что он уже, кажется, решен.
На фото: председатель ФНПР Михаил Шмаков. Слева - министр труда Антон Котяков
XXXIII съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), прошедший 25 апреля в Московском международном доме музыки, намечался сначала на февраль, потом на 17 апреля. Но “концерт” состоялся когда состоялся и был весьма слажен. Особенно по части подписания Генерального соглашения между социальными партнерами на 2024 - 2026 годы. В церемонии участвовали вице-премьер Татьяна Голикова, председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков, президент РСПП Александр Шохин и министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.
В выступлениях все участники подписания Генсоглашения уделили большое внимание новому национальному проекту “Кадры”, анонсированному президентом в Послании Федеральному собранию. Собственно, немало говорил о нем и сам Владимир Путин, прибыв на съезд. И хотя мероприятие было о бизнесе и для бизнеса, социально-трудовая тематика, казалось, превалировала над остальными вопросами.
В иные моменты трудно было понять: это все еще продолжается то самое февральское послание президента или XII съезд ФНПР, что прошел в начале апреля? Впрочем, члены экономического блока правительства и некоторые представители бизнеса своими выступлениями все-таки развеивали эту иллюзию. Нет, не то чтобы это были антисоциальные речи, но просто для нашего уха слишком специализированные - про деньги, а не про зарплаты. В общем, сосредоточимся на том, что нам ближе.
- До 2030 года прогнозная численность занятости в экономике составит 73,6 млн человек. Дополнительно в экономике нам потребуется, по сегодняшним оценкам, 2,4 млн занятых по отношению к 2022 году. Наибольшая потребность будет в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающее производство, транспортировка и хранение, здравоохранение и социальное обслуживание, научно-исследовательская инфраструктура и IT. 2 млн мест будут сосредоточены именно в этих пяти отраслях, - сообщила Татьяна Голикова.
В общих чертах - планируется продолжить выстраивание подготовки кадров буквально со школьной скамьи - и не только до пенсии, но и после. Профориентирование, прием студентов и направления их подготовки должны быть, по идее, ориентированы на потребности предприятий. Пример такого взаимодействия между бизнесом и вузами часто приводился на съезде РСПП - это программа “Профессионалитет”, которая рассчитана до 2030 года (но наверняка продлится еще). Плюс бизнес рассчитывает на постоянную профессиональную переподготовку сотрудников в зависимости от его, бизнеса, потребностей. Не стоит, кстати, путать с повышением квалификации, на что, как заявляется, тоже будут делать ставку. Трудно себе представить, что сегодня работодателю требуется три слесаря второго разряда и два четвертого, а завтра пять пятого. Скорее, в голову приходит, что сегодня ему нужен будет экскаваторщик, а завтра врач-стоматолог. Поживем - увидим, не будем фантазировать.
- Даже и после оформления пенсии на рынок труда возвращаются от 60 до 63% тех, кто пенсию оформил, - привела вице-премьер пример того, как россияне и так, безо всяких нацпроектов, работают всю жизнь. - Но для более эффективного использования потенциала этой группы нам важна система обучения на протяжении всей трудовой жизни старшего возраста.
Справедливости ради вернемся к “Профессионалитету”:
- В этом году почти 138 тысяч выпускников “Профессионалитета” впервые пополнят ряды высококвалифицированных специалистов нового формата, - сообщила Голикова. - Благодаря тому, что работодатель стал равноправным участником образовательного процесса, ожидаемый результат трудоустройства выпускников “Профессионалитета” на сегодняшний день мы оцениваем в 85%.
Глава ФНПР, выступая, в очередной раз напомнил социальным партнерам, что профсоюзы готовы активно участвовать в нацпроекте “Кадры”. Но эти заявления не стоит воспринимать как жест доброй воли или желание примкнуть “как Шепилов”. Если переводить с языка дипломатии, то это явная заявка на то, что профсоюзы намерены вмешиваться в процесс, чтобы уважаемые коллеги, так сказать, не напортачили:
- Мы активно будем принимать участие в его [нацпроекта] доработке и проведении в жизнь. Но надо отметить, что его появление стало результатом бурных обсуждений [между соцпартнерами], - косвенно подтвердил такую трактовку Шмаков.
Профсоюзный лидер также отметил, что успехи бизнеса в каждом секторе экономики должны сопровождаться ростом зарплат работников. И напомнил, что принятая недавно новая редакция закона “О занятости” требует совместной доработки - например, в части, касающейся платформенной занятости.
Тут надо пояснить, что для самого Шмакова выступление на съезде РСПП стало как бы продолжением “предпервомайской” пресс-конференции, которую он давал накануне, 24 апреля. Так вот, когда ведущая пресс-конференции спросила его об участии профсоюзов в обсуждении законов, профлидер рассказал ей про работу Российской трехсторонней комиссии. В частности, подчеркнув, что хотя там и ведутся живые обсуждения, но “до драк не доходит”. А когда после мероприятия корреспондент “Солидарности” переспросил Михаила Шмакова конкретно насчет дальнейшей работы над законом “О занятости”, то получил ответ: “Вот там до драк уже доходит”. Но из подробностей пока известно только то, что речь идет о регулировании платформенной занятости и труда самозанятых.
- Кроме того, мы считаем, что каждый работодатель должен участвовать в социальном партнерстве через участие в работе соответствующих работодательских объединений. А это объединение у нас в стране по сути одно - РСПП, - это глава ФНПР возвращает нас на съезд предпринимателей. - Я уже говорил это на съезде в прошлом году, и это, возможно, воспринимается как шутка. Но это не шутка. Все остальные федеральные бизнес-сообщества не зарегистрированы как объединения работодателей. [Если все работодатели войдут в РСПП], тогда у нас будет более эффективно выстраиваться в дальнейшем социальное партнерство.
- Может быть, на той оптимистической ноте, что всем надо вступать в РСПП, мы и завершим ваше выступление? - из-под шутки президента РСПП Александра Шохина торчали уши надежды, но Шмаков сказал, конечно, еще несколько слов.
А спустя некоторое время к этому вопросу вернулись снова, уже в присутствии президента. Как сообщила ему Татьяна Голикова, правительство договорилось с работодателями, что те представят некую дорожную карту, “в которой будут предложения по изменению законодательства”.
- Дальше - предложения по критериям возможного обязательного вхождения в объединения работодателей. Ну, и о неких преференциях в случае, если они в обязательном порядке входят в объединение, - пояснила вице-премьер. - Такая карта была представлена в апреле, мы сейчас с федеральными органами исполнительной власти на эту тему работаем. В ближайшее время сформулируем предложения по тому, как это может быть, и постараемся на примере кого-то крупного отработать критерии и возможные изменения.
Крупный бизнес за пределами РСПП, кажется, на глазах становился средним, а средний - на всякий случай - малым. Чтоб не зацепило. Но Татьяна Голикова успокоила: изменения должны быть приняты “всеми сторонами”. Успокоил и Александр Шохин: “Мы не пытаемся сделать обязательным членство в любом из объединений работодателей”. Несмотря на то, что выше обязательное вступление всех работодателей в РСПП он назвал “оптимистичной нотой”.
Значит, по обыкновению, шутил. Вернее, отшучивался. А почему? Возможно, потому, что если РСПП станет “обязательным”, то следующий шаг - это “обязательность” ФНПР с профсоюзной стороны? И конец тогда своим, карманным, “желтым”, директорским профсоюзам? Но это, конечно, все предположения. А вот то, что работодателей обяжут состоять хоть в каком-нибудь официальном объединении, уже походит на скорую реальность. И это в любом случае - РСПП, не РСПП - может сыграть на руку профсоюзам. Ведь так, по идее, легче будет взывать к чувству ответственности работодателей. А кого и вполне бесчувственно, в рамках закона к ней привлекать.