Германия долгие годы была экономическим драйвером Европы, страной, где существовало развитое реальное производство. Поэтому острый кризис, который переживает гражданский сектор ее промышленности, невозможно игнорировать. Тут все по классике: выручка падает, рабочие места сокращаются, экспорт, как и внутренний спрос, снижается. Но наряду с деиндустрилизацией гражданского сектора идет рост военного. “Солидарность” изучает детали.
EY, немецкое подразделение компании Ernst & Young Global Limited (EYG), провело исследование “Промышленный барометр за 2-й квартал 2025 года”. Выводы для гражданского сектора промышленности Германии неутешительны.
Тенденция к снижению производства в Германии сохраняется и даже усиливается: выручка немецких промышленных предприятий во втором квартале 2025 года упала на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пережив сокращение на 0,2% в первом квартале. За исключением электротехнической промышленности, все основные отрасли показали отрицательные результаты. Больше всего пострадало производство резины и пластмасс - оно сократилось на 3,3%. Автомобильная промышленность пережила падение на 1,6%.
Выручка немецких промышленных компаний во втором квартале 2025 года составила более 533 млрд евро (623,98 млрд долларов).
В условиях продолжающейся промышленной рецессии ускорилось сокращение рабочих мест в промышленности Германии: по состоянию на 30 июня количество занятых было на 2,1% ниже, чем годом ранее. За этот период в немецкой промышленности было сокращено около 114 000 рабочих мест. С 2019 года, предшествовавшего пандемии, общее количество занятых уменьшилоcь почти на 250 000 человек, то есть на 4,3%. Число занятых в промышленности Германии сократилось во втором квартале 2025 года до 5,43 млн человек.
В первую очередь причиной является слабый экспорт, считают аналитики. С одной стороны, в первом квартале 2025 года он вырос на 0,7%, в основном благодаря быстро развивающемуся бизнесу в США. С другой стороны, во втором квартале экспорт в США упал на 10%, в то время как в целом экспорт немецких промышленных предприятий во втором квартале сократился на 0,6%.
“США являются основным экспортным рынком для немецкой промышленности, - отметил Ян Брорхилкер, управляющий партнер подразделения EY по обеспечению безопасности в Германии. - Резкое сокращение поставок в США в последнее время нанесло серьезный удар по промышленности Германии. И улучшения пока не предвидится. Высокие импортные пошлины делают немецкую продукцию более дорогой в США, что должно привести к падению продаж на рынке США в течение оставшейся части года”.
Проблемы усугубляются крайне слабыми показателями продаж в Китае: объем экспорта в Китай во втором квартале был на 14% ниже, чем в предыдущем году. В настоящее время Китай занимает только шестое место среди экспортных рынков - а в 2020 году он был вторым по значимости экспортным рынком для экономики Германии. Рынок сбыта в Китае долгое время был привлекательным и растущим, особенно для автомобильной промышленности, с очень высокой маржой. Между тем ситуация изменилась в пользу иностранных автопроизводителей, спрос резко падает, утверждает Брорхилкер.
На слабые показатели продаж многие немецкие промышленные предприятия реагируют сокращением рабочих мест. Особенно резко это происходит в автомобильных компаниях: количество работников в немецкой автомобильной промышленности стало меньше на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В абсолютном выражении это составило около 51 500 рабочих мест за год.
Потери рабочих мест могут в первую очередь затронуть обрабатывающую промышленность и Южную Германию, в частности Верхнюю Франконию, Тюбинген или регион Фрайбург. Согласно исследованию, только в секторе машиностроения и оборудования может быть потеряно от 13 000 до 19 000 рабочих мест.
“Немецкие автомобильные концерны и поставщики отвечают на тяжелое положение в отрасли последовательными мерами жесткой экономии, - говорит Брорхилкер. - Резкое падение прибыли, избыточные производственные мощности и ослабление внешних рынков делают неизбежным значительное сокращение рабочих мест, особенно в Германии, где сосредоточены управленческие, административные и научно-исследовательские функции”.
По словам Брорхилкера, это плохая новость для выпускников школ или колледжей:
“Автомобильная промышленность и машиностроение нанимают сегодня значительно меньше молодых людей, чем в прошлые годы. Рынок труда, например, для молодых инженеров становится более узким, многим придется переквалифицироваться. Мы увидим рост безработицы среди выпускников колледжей - то, с чем Германия давно не сталкивалась”.
Еще одной важной причиной сложившейся ситуации стал невысокий внутренний спрос: в то время как экспорт промышленных предприятий упал на 0,6%, продажи клиентам в самой Германии в течение года сократились на 3,8%.
“Внутренний спрос слишком слаб, и это одна из основных проблем отрасли, - говорит Брорхилкер. - Многие проблемы были известны годами, они не были эффективно решены. Это и слишком высокое налоговое бремя, и высокие дополнительные расходы на заработную плату, и изнурительная бюрократия, и медленная выдача разрешений, и слабая цифровизация”.
Однако Брорхилкер надеется на положительный эффект программы немедленных инвестиций федерального правительства.
Эксперты EY видят выход в совершенствовании технологий:
“В результате потрясений в обрабатывающей промышленности компании разрабатывают инновационные бизнес-модели. Переход на цифровые технологии вынуждает перестраивать цепочки поставок, повышать операционную эффективность. Для компаний химической и обрабатывающей отраслей глубокие изменения означают не только возможности, но и риски. Таким образом, управление рисками приобретает все большее значение во всех областях”. Если учесть, что в перечне отраслей есть и оборонная промышленность, хотелось бы, чтобы эти риски не достигли предельной точки.
Но пока немецкое автомобилестроение схлопывается, военная машина Германии наращивает обороты. В конце августа компания Rheinmetall, крупнейший производитель оружия в стране, открыла новый завод по производству артиллерийских боеприпасов. Так немцы стремятся укрепить свои позиции в качестве ведущего западного производителя 155-миллиметровых снарядов.
Компания планирует постепенно увеличить производство снарядов калибра 155 мм до 350 тыс. в год в 2027 году, заявил исполнительный директор Rheinmetall Армин Паппергер на церемонии открытия. В мероприятии, состоявшемся в местечке Унтерлюс в Нижней Саксонии, приняли участие министр обороны Борис Писториус, министр финансов Ларс Клингбайль и генеральный секретарь НАТО Марк Рютте.
Rheinmetall планирует к 2027 году достичь годового объема в 1,5 млн боеприпасов, что примерно в два раза превышает текущий показатель. Компания инвестировал около 500 млн евро в новое предприятие и отдельный завод по производству ракетных двигателей, строительство которого начнется в следующем году.
Цена акций Rheinmetall с начала СВО выросла почти на 2000%. До 2022 года она составляла менее 100 евро, сейчас - 1900. В 2024 году выручка компании выросла на 36% по сравнению с 2023 годом. В 2025 ожидаемый рост - 25 - 30%...