В первой части публикации говорилось о том, надо ли профсоюзам заниматься политикой и как во благо трудовых интересов использовать первых должностных лиц регионов. Сегодня речь пойдет о взаимодействии с политическими партиями - с примером удачного профсоюзного лоббирования. Слово - бывшему председателю первички, затем обкома, облсовпрофа, побывавшему и в кресле депутата регионального заксобрания двух созывов.
Предыдущий материал по теме - см. "Солидарность" № 22, 2021
Один из немногих, но действенных путей продвижения профсоюзных интересов - встраивание профлидеров, желательно во главе с председателем федерации профсоюзов, в политическую систему своего региона. А также - увеличение значимости профсоюзов через личный и политический авторитет председателей федераций, обкомов, первичек. Важнейший элемент в этом - взаимодействие с политическими партиями. Я его вижу не в контактах, пусть даже частых и интенсивных, а исключительно с точки зрения вхождения профлидера в политику, с учетом того, какая политическая сила быстрее приведет к этому.
Непременный инструмент продвижения - становиться политиком и входить в элитный круг своего региона. Это не только даст дополнительные площадки: депутатская сессия, заседание фракции и т.д. - но и увеличит ваш политический вес, поставит на один уровень с директором, который нередко и сам политик.
Идеальный вариант для профлидера - депутатский мандат. Лучше - заксобрания региона. Если сил на это пока не хватает - своего города или района. И к политическим партиям советую подходить с точки зрения их возможности допуска вас к мандату и, что не менее важно, к наиболее эффективному его использованию.
Между тремя парламентскими партиями - КПРФ, “Справедливая Россия” и ЛДПР - границы все больше стираются, и становится ясно: оппозиционности там нет. Фактически поддерживая режим, они говорят о себе как об оппозиции. Несколько лет назад в “Коммерсанте” появилась карикатура: известные лидеры этих партий вместе несут флаг, держа его шестью руками. А на флаге красуется лик Верховного главнокомандующего. Встроенность этих партий в сегодняшнюю систему очевидна. Но сотрудничество с ними не принесет ощутимых плодов. К тому же на региональном уровне противоречия с правящей партией у них нередко глубоки: “Единая Россия” болезненно реагирует на успехи “системной оппозиции”. Будь то поражение в одномандатном округе или на губернаторских выборах, как в Иркутске, Хакасии или Хабаровске.
Блокируясь с КПРФ, “СР” и ЛДПР, вы будете как бы оппозицией. Сможете с трибуны критиковать региональную власть. У вас, как у депутата, будет возможность вносить любой законопроект, хоть о повышении зарплаты бюджетникам на 300%. Но без поддержки “ЕР” результата вы не добьетесь. Какие-то личные интересы продвинуть благодаря мандату сможете, но профсоюзные, трудовые - вряд ли. Вы будете независимы, то есть от вас ничего не будет зависеть. Прекрасно знаю, что многие инициативы КПРФ, “СР” или ЛДПР, даже полезные и нужные, отклоняются только потому, что внесены депутатами от этих партий. А на следующей сессии нечто подобное вносят депутаты от “ЕР” - и все проходит.
Такая, давно сложившаяся, ситуация может нравиться или нет. Я подходил к ней прагматично: изменить я ее не в силах, поэтому нужно ею воспользоваться. Я не зря упомянул о прагматизме. К лоббизму наших интересов, как и ко всей нашей работе, надо подходить с холодной и трезвой головой.
Обостренное чувство социальной справедливости, о наличии которого с гордостью говорят многие профлидеры, по моему убеждению, только мешает работе. Надо четко отличать черное от белого и уметь вовремя сделать шаг назад, чтобы появилась возможность сделать два шага вперед. В любой работе важен результат, а не слова. Лучше не любить пролетариат, как профессор Преображенский, но сделать для него что-то полезное, чем проклинать буржуйскую “ЕР”, но максимум быть способным сказать пару нелестных слов министру на встрече с профактивом.
Прагматик знает, что партия - это инструмент достижения наших целей. Который надо и выбрать, и использовать правильно. И не беда, что порою приходится наступать на горло собственной песне и идти на сделку с совестью. “Такова селяви”.
Для продвижения профсоюзных интересов самым полезным считаю альянс с “ЕР”. Причем не в виде соглашений о сотрудничестве и тому подобной чепухи, а вступление в эту партию и использование всего ее лоббистского потенциала. В разы большего, чем у всех остальных партий, вместе взятых. И пусть эта партия - без идеологии, пусть любое слово нацлидера подхватывается и облекается порою в совсем уж несуразные законопроекты, пусть большинство в ее руководящих органах - наши социальные партнеры-оппоненты. Ничего страшного.
Если смотреть на “ЕР” как на инструмент, то ясно, что это не партия в классическом ее понимании. Подобных в России сейчас и нет. Раньше была КПРФ, но и она уже не та. “ЕР” - это некий элитный клуб, и если вы займете в нем высокое и правильное положение, то и ваш лоббистский потенциал кратно вырастет.
Приведу пример продвижения профсоюзных задач через областное заксобрание. Вот почему надо максимально влиять на бюджетные процессы? Да потому, что государство всегда было самым большим работодателем и становится еще большим, и огромные резервы повышения зарплаты - именно в бюджете.
Несколько лет назад остро стоял вопрос о повышении зарплаты бюджетникам, не попавшим в так называемые майские указы. Перечень “не попавших” длинен. Самым активным в этом вопросе оказался профсоюз работников АПК, и потому было решено лоббировать интересы подопечных ему ветеринаров. В области их немного - всего 600 человек. Зарплаты нищенские.
Для начала профсоюз провел “артподготовку”. Председателю профкома каждой ветстанции было дано задание - встать с одиночным пикетом у входа в свою организацию с плакатом в руках, требующим повышение зарплаты. И чтобы видна была табличка: “Прохоровская СББЖ” (станция по борьбе с болезнями животных), “Кукуевская СББЖ” и т.д. Главное - хорошее фото. Пресс-центр региональной федерации профсоюзов обеспечил поддержку акции в СМИ. Получилась целая кампания. Хоть она и не потребовала ни больших усилий, ни особых затрат.
Потом я пошел к губернатору. Так, мол, и так, люди бунтуют, их детям есть нечего. Давайте повысим ветеринарам зарплату хоть на 10%. Бюджет во втором чтении еще не принят, предлагаю снять деньги с освещения деятельности администрации области. А федерация профсоюзов везде будет говорить, что без поддержки “ЕР” (нашей с вами, Игорь Анатольевич, партии!) ничего бы не получилось, спасибо ей огромное.
Губернатор думал. Денег надо немного. Пиар-эффект ожидался хорошим. Взял паузу. А я встретился с руководителем фракции “ЕР” в заксобрании. Выпили кофе в его любимом кафе. Старик всегда был расположен ко мне, даже считал своим учеником, и сделал вид, что глубоко озабочен проблемами ветеринаров. Он гарантировал решение вопроса с замгубернатора по финансам и экономике, а также лояльность фракции.
Я внес поправку к областному закону о бюджете - предложил перенести 5 млн рублей на повышение зарплаты ветеринарам. Губернатор не возражал. Финансовый блок его администрации не был против. Руководитель фракции поправку поддержал. И хоть поправок в бюджет было внесено около 60, поддержаны фракцией были лишь две, в том числе моя. На сессии она была принята.
Таким образом вопрос, касающийся пусть небольшой социальной группы, был решен. Он не привел ветеринаров к богатству, но плюс, как известно, не минус. И не беда, что это - всего лишь 5 млн рублей: они пошли на наши профсоюзные интересы. Причем из нищего и дырявого областного бюджета. Успех принесли одновременные выстрелы по нескольким целям из разных орудий. И умеренный медиашум со стороны профсоюза работников АПК. И визиты к губернатору и главе фракции “ЕР” в заксе - решение вопроса с ключевыми игроками, центрами силы в регионе. И заседание фракции “ЕР” - поддержка от правящей партии.
Могу уверенно сказать: если бы я не принадлежал к “ЕР”, не имел бы прямого доступа к партийный и областным руководителям, вряд ли вопрос разрешился бы положительно.
Во многих регионах профобъединения обладают правом законодательной инициативы и время от времени им пользуются. В моем регионе это право касалось только вопросов, находящихся в ведении профорганизации, то есть социально-трудовых. А те же поправки в бюджет - облсовпроф вносить не мог.
Будучи даже председателем облсовпрофа, я всегда и выходил к трибуне, и вносил законопроекты только как депутат. И вот почему. Считаю, что на законопроекты депутата другие депутаты смотрят как на инициативу своего коллеги, а не кого-нибудь извне, и реагируют куда положительней.
Вносить инициативу от лица профобъединения - процедура долгая. Надо внести вопрос в повестку дня очередной сессии, пройти профильный комитет, напроситься на заседание крупнейшей фракции, а для верности - на заседания других фракций. И везде профлидер оказался бы “в гостях”. А на проходящего ту же процедуру депутата его собратья даже из других фракций смотрят иначе. Да и правом законодательной инициативы он обладает, разумеется, по всем вопросам.
Подытоживая сказанное, повторю: не надо блюсти свою беспартийность и принципиальную независимость. От этого не выиграют ни ваша профорганизация, ни трудящиеся массы. Да, находиться в стороне, наверное, честнее. Но так же верно, что бесполезнее. Хотите остаться с чистыми помыслами и руками - не лезьте в политику, она не для слабонервных. Хотите принести реальную пользу профсоюзам и рабочему классу - окунайтесь в политику с головой, вступайте в партию власти и получайте в свое распоряжение огромный арсенал политического оружия, который и не снился профсоюзникам, не делающим подобного.
Окончание следует