Если в прошлые годы профсоюзы боролись за лучшие условия труда в отдельных отраслях, то 2025 год в мире стал годом борьбы против несправедливых бюджетов и реформ, намеченных правительствами. Многие страны вынуждены урезать социальные выплаты из-за экономии, и людям это, конечно, не нравится. Так что основные забастовки в отраслях были на самом деле частью единого масштабного протеста.
На фото - протест профсоюзов и движения “Заблокировать всё” в Дижоне, сентябрь 2025 года
2025 год начался в Бельгии с общенациональной забастовки 13 января; в ней участвовали работники практически всех секторов экономики. В течение года в стране шли протесты и забастовки: бельгийцы требовали отменить правительственный план по сокращению бюджета на социальные выплаты и пенсии на 3 млрд евро в год. Акции протеста были организованы крупнейшими профсоюзами страны CVC/ACV и FGTB/ABVV.
Основные протестные действия проходили в столице, а по всей стране семь раз останавливался общественный транспорт, включая железнодорожный и авиа, закрывались почтовые службы и школы. Бастовали также военные, сотрудники тюрем и мусорщики. В каждой такой общенациональной забастовке участвовало порядка 100 тыс. человек.
Барт де Вевер, став премьер-министром, предложил пенсионную реформу и реформу рынка труда Бельгии, а также объявил, что ограничивается срок получения пособия по безработице. В бюджете 2026 года запланированы дальнейшие сокращения, такие как уменьшение детских пособий и повышение НДС.
“Предлагаемые меры - это беспрецедентные атаки на всех работающих мужчин и женщин. Заморозка зарплаты и индексации, удлинение рабочего дня и более нестабильные контракты, жесткая экономия, сокращение госуслуг и экологических инвестиций - это никого не пощадит, даже пенсионеров”, - говорится в заявлении профцентра CSC.
Еще одно нововведение, против которого резко выступают бельгийцы, - запланированное повышение пенсионного возраста для железнодорожников и других работников, которые сейчас могут выходить на пенсию досрочно. Профсоюзы осудили предлагаемые реформы как “атаку на пенсии”. Бельгийцы уверены, что повышения пенсионного возраста до 65 лет достаточно, не стоит его увеличивать до 67 лет.
Первую половину 2025 года в Финляндии активно продолжались забастовки, начатые аж в конце 2023 года. Но если тогда это были единые многотысячные акции протеста, то теперь профсоюзная тактика изменилась. Эксперты отметили инновационную тактику профсоюзов: короткие, частые забастовки, чтобы минимизировать потери сотрудников и усилить давление на работодателей.
Самые многочисленные забастовки были организованы профсоюзами работников технологических отраслей. Еще в начале 2025 года истек срок действия коллективных соглашений в ряде отраслей, но договориться с объединением работодателей не удалось. Начался трудовой спор.
Коллективные договоры стали еще более актуальны после того, как правительство Петтери Орпо в конце 2024 года продвинуло ряд спорных реформ. В частности, речь идет о пенсионной системе, выплатах по больничному листу и по безработице, страховых взносах, упрощении увольнений, запрете забастовок солидарности и др. К тому же по закону забастовки теперь не могут длиться дольше суток.
Большая часть разногласий разрешилось к середине июня, лишь несколько небольших секторов все еще ожидают урегулирования. Осенью 2024-го и весной 2025 года профсоюзы, входящие в профцентр SAK, заключили около 250 колдоговоров и соглашений об урегулировании вопросов оплаты труда, что затронуло почти 1,3 млн работников в Финляндии.
После почти полугода переговоров профсоюзы одобрили новый колдоговор для работников технологических отраслей. Он включал в себя повышение зарплаты на 7,8% в течение трех лет. Также после продолжительных переговоров Финская ассоциация линейных пилотов (SLL) достигла соглашения об условиях трудоустройства пилотов Finnair. Правда, финский профсоюз авиации (IAU) продолжает коллективные переговоры, поскольку было заключено лишь промежуточное соглашение.
В июне были достигнуты соглашения с сотрудниками турагентств, кинотеатров, кинокомпаний, аптек, компаний по обслуживанию бытовой и прочей техники, а также с перевозчиками. Все эти договоры заключены сроком на три года.
Новое общенациональное движение Франции “Заблокировать всё” (Bloquons tout), которое сравнивают с движением “желтых жилетов”, зародилось в интернете летом этого года, после того как тогдашний премьер-министр Франсуа Байру объявил о плане сокращения бюджета более чем на 40 млрд евро. Он предложил вычеркнуть из календаря два национальных праздника (пасхальный и 8 мая), заморозить пенсии на 2026 год и сократить расходы на здравоохранение на миллиарды евро.
10 сентября движение “Заблокировать всё” провело масштабные протесты. Были перекрыты автомагистрали и заправки, люди устраивали поджоги, в нескольких крупных городах, в частности в Лионе, Марселе и Тулузе, возвели баррикады. В Париже были установлены баррикады на нескольких въездах в город. Власти задействовали 80 тыс. жандармов, а те произвели сотни арестов и применяли слезоточивый газ для разгона толп протестующих.
2 октября почти 600 тыс. протестующих вышли на улицы, участвуя в 250 демонстрациях по всей стране, организованных Всеобщей конфедерацией труда (CGT). Забастовки прошли в таких секторах, как химическая промышленность, соцобеспечение, госслужба и образование, автомобильная и пищевая промышленность, энергетика.
2 декабря профобъединения CGT, FSU и Solidaires вывели на улицы по всей Франции около 30 тыс. протестующих, приурочив протесты к очередному обсуждению бюджета. Протест был направлен против мер жесткой экономии, стагнации зарплат и предстоящих сокращений госуслуг, что было предложено в законопроекте о бюджете на 2026 год. Профсоюзы требуют повышения зарплат, усиления социальной и налоговой справедливости, а также увеличения финансирования госслужб, особенно больниц и домов престарелых.
От упомянутых стран Болгария отличается тем, что протесты там начались лишь в конце года, но их результат был впечатляющим.
В начале ноября после серии масштабных протестов двух конфедераций профсоюзов, CITUB и Podkrepa, правительство согласилось поднять минимальную зарплату в стране с января 2026 года до 620 евро, что эквивалентно 1213 левам (около 60 тыс. рублей). Изначально правительство было готово лишь на 605 евро, что профсоюзы не устроило. После подписания соглашения профсоюзные конфедерации отменили запланированную акцию протеста перед зданием Совета министров.
А в конце ноября после масштабной акции протеста у здания парламента против проекта бюджета на 2026 год, принятого в первом чтении, премьер-министр Болгарии Росен Желязков заявил, что отзовет проект.
26 ноября протестующие выстроились в живую цепь вокруг парламента и попытались заблокировать автомобили депутатов, бросали бутылки и петарды в сотрудников правоохранительных органов, в результате чего трое получили ранения. Чуть позже протестующие заблокировали в здании все входы и выходы, чтобы депутаты, рассматривавшие бюджет на 2026 год, не могли выйти. Также была сооружена импровизированная баррикада из мусорных контейнеров. Акция протеста длилась более шести часов и завершилась после полуночи.
Желязков сказал, что правительство будет стремиться “восстановить диалог” по бюджету с профсоюзами, ассоциациями работодателей и оппозиционными партиями. И заявил, что “в декабре будет достаточно времени”, чтобы провести переговоры и устранить “дефекты” в проекте бюджета.
Правда, ему это не помогло. Президент страны Румен Радев призвал протестующих прекратить насилие, но счел недовольство граждан обоснованным. Радев предложил правительству уйти в отставку и провести досрочные парламентские выборы. Однако премьер счел нужным остаться на посту, “чтобы обеспечить стабильность в переходный период к единой валюте Евросоюза”.
1 декабря десятки тысяч болгар вышли на протесты уже против правительства, поскольку оно отказалось от своего обещания отозвать законопроект о бюджете. И - закономерный финал - 11 декабря правительство страны ушло в отставку.