С конца сентября отдельные серьезные и уважаемые ведомства, обладающие к тому же огромными полномочиями, внезапно объявили войну СПбГУП. Войну под флагом борьбы с экономической преступностью, в пользу государства, но необычную сразу по нескольким параметрам.
Во-первых, что нетипично для нашего времени, в СПбГУП нет экономической преступности, ее можно только придумать.
Во-вторых, имея возможность бороться с преступностью совершенно легальными, законными методами, эти ведомства начали действия средствами черного пиара.
В-третьих, очернения в СМИ сразу «потянули» по стандартным расценкам черного рынка минимум на несколько миллионов долларов — порядка 500 статей и видеосюжетов в топовых СМИ.
Обычно такое бывает при борьбе с конкурентами за миллиарды. Быстро обнаружилось, что все самые популярные из СМИ—очернителей контролируются напрямую или через посредников влиятельнейшей частной медиагруппой. Не только влиятельнейшей с точки зрения величины аудитории, но и имеющей замечательные отношения со многими крупными чиновниками и даже государственными деятелями. То есть, среди интересантов олигархи особого масштаба, «первого ряда».
Классическая последовательность борьбы с преступностью, в особенности экономической, предусматривает сначала выявление правонарушений, затем — их надлежащую фиксацию. Далее — возбуждение уголовных дел, информирование общественности, судебные процессы. В итоге — наказание виновных, способствующее усилению веры людей в справедливость, консолидации общества вокруг общих ценностей, среди которых честность, справедливость, правопорядок занимают не последние места.
В данном случае Университету были поставлены в вину чуть ли не все возможные виды злоупотреблений, которые только были выявлены во всей отечественной системе высшего образования в постсоветский период. Да еще в невероятном масштабе (многомиллиардные!!!). С учетом того, что речь идет о вузе, а не о нефтяном концерне, это необычность номер четыре.
Из этого стало ясное пятое: реальные факты нарушений отсутствуют, но авторы вымыслов рассчитывали на проверки компетентных органов, которые на волне шума от «компромата» придут в вуз и что-нибудь, да и найдут. Пусть даже дохлую муху, которую при наличии желания и сноровки СМИ превратят во вполне живого слона.
Удивило и шестое: все претензии к СПбГУП метили лично в ректора. Якобы, погряз в паразитировании на деньгах студентов, лично наживается всеми возможными способами. «Превратил вуз общественной организации в личную вотчину, приватизировал. И это ректорское безобразие длится 34 года». Между тем, в случае с академиком Запесоцким в такие перлы могли поверить только совершенно далекие от системы образования люди. Вузы – относительно прозрачные системы. И серьезные разнообразные нарушения в них никогда не длятся долго.
Практически весь Петербург и многие в России знают ректора СПбГУП по реальному вкладу в науку, культуру, образование. За три с лишним десятилетия под руководством А.С.Запесоцкого вуз из малоизвестного заведения превратился в одного из признанных лидеров мировой науки и образования с самым высоким в Петербурге конкурсом на бюджетные места (до 80 чел. на место) и 100% трудоустройством. Воровством там никогда даже не пахло.
Известно, что сам А.С. Запесоцкий в ректоры не рвался. Его попросили профсоюзы СССР в 1991 году спасти вуз в условиях распада экономики, когда коллектив практически одномоментно лишился и студентов, и бюджета, и здания. Был вынужден переехать из центра в недострой за пределами старого Ленинграда, не платил зарплату 4 месяца. Обстоятельства приглашения 37-летнего доцента ректором автор этих строк изложил в «Независимой Газете» (7.11.25). Это описано и другими авторами в ряде публикаций начала 2000-х годов.
Главным стало то, что уже в конце 80-х, в горбачевское время работавший в вузе молодой ученый показал редкое умение зарабатывать деньги достойно. Стал состоятельным человеком на почве производства учебных видеофильмов. Ему предложили реализовать идеи этих фильмов на базе профсоюзного вуза и с удовольствием перевалили финансирование учебного заведения на его плечи, что продолжалось до сентября 2025 года. Самый молодой ректор СССР тогда за пару месяцев погасил долги по зарплате (и больше не допускал их все 34 года), потом буквально завалил вуз деньгами.
В СПбГУП вначале ничего не было, кроме общежития и кирпичных коробок учебных корпусов. Абсолютно без бюджетного финансирования, без копейки от профсоюзов ректор наладил достройку и оснащение зданий, привел в порядок территорию, закупил транспорт и полиграфическое оборудование, за последующие десятилетия на собственные средства университета выпустил около миллиона книг, родившихся в его стенах, более чем 1000 наименований. Среди авторов — масса великих людей: Жорес Алферов, Наталья Бехтерева, Эльдар Рязанов, Андрей Вознесенский и др. К примеру, свет увидел пятитомник с более чем 600 выступлениями в СПбГУП 140 членов Российской академии наук. А еще СПбГУП выпустил около 5000 докладов на Лихачевских чтениях (проводимых с 2001 года по Указу президента РФ Владимира Путина) ученых из 59 стран мира. Всего же вуз провел при ректорстве Запесоцкого свыше 400 научных конференций...
Огульно и безосновательно обвиняя Запесоцкого в воровстве, привлекая в день по 20 специалистов из 5 ведущих контролирующих ведомств страны (в 2 раза больше, чем в бухгалтерии вуза) организаторы борьбы с СПбГУП не смогли почти за 4 месяца форменного кошмара, устроенного в университете, найти ни одного факта экономических преступлений (!!!).
Зато кошмарящие умудрились, по моему мнению, сами нарушить массу законов и нормативов своей деятельности, что широко отражено на сайте Балтийской коллегии адвокатов. Здоровью ряд ведущих сотрудников СПбГУП нанесен серьезный ущерб, зафиксированный документально. (Вот где настоящее безобразие!) Маститую профессуру увозили на скорой, молодежь, не достигшая 30 лет, получала нервный шок и гипертонические кризы…
Чего стоила, к примеру, ничем не мотивированная акция по устрашению коллектива? Группа людей в масках сломала шлагбаум, проехала по газонам и ворвалась в учебный корпус вуза в ходе учебных занятий. Затем налетчики согнали всех, кого могли выловить в коридорах, в лекционный зал. Два заместителя руководителей авторитетнейших ведомств Петербурга на фоне людей в масках представили изумленной публике «и.о.ректора» - некоего директора городского среднего учебного заведения.
Назначение фиктивного ректора при наличии законного было произведено Арбитражным судом с грубейшими нарушениями четко прописанного в «Законе об образовании» порядка, тайком от учредителя (ФНПР). Федеральный орган, организовавший все эти «маски-шоу» вместо контроля за соблюдением законодательства, в ноябре получил комплект материалов, не оставляющих от опубликованных в СМИ от его имени претензий к вузу «камня на камне». Лжеректор за прошедшие месяцы накрутил вузу свыше 100 миллионов рублей неоплаченных долгов, ничего не делает для пополнения бюджета. Вообще ничего полезного не делает. Просто сидит в кабинете и надувает щеки. Но это надувание уже обошлось СПбГУП потерей свыше 150 млн рублей плановых доходов.
В коллективе это расценивается как форменное издевательство. Но ряд обращений Ученого совета вуза, профкомов сотрудников и студентов за помощью в различные инстанции получил издевательские отписки чиновников. Очевидный беспредел с высокими покровителями?
Зато по-деловому отреагировал инициатор конфликта. От петербургской полиции потребовали возбуждения уголовного дела в отношении ведущих ученых СПбГУП. Если верить продолжающим травлю вуза ангажированным СМИ – по заявлению директора техникума. Якобы по имевшимся несколько лет назад недостаткам в проведении научных исследований при выполнении госзаказа.
Тут снова у наших оппонентов обнаружились проблемы: ведь речь идет о комплексе исследований мирового уровня, прошедших рецензирование и апробацию в надлежащем порядке и получивших сотни блестящих отзывов крупнейших специалистов-практиков. Эти работы СПбГУП планирует к выдвижению на соискание Государственной премии РФ в области науки.
Однако перед самым Новым годом правоохранители, как говорят в народе, «замели» и подвергли усердным многочасовым допросам около двух десятков маститых ученых. В результате кроме госпитализации двух заведомо ни в чем не повинных, никогда не нарушавших закон сотрудников вуза (с приковыванием наручниками к кровати) есть и положительные результаты: правоохранители теперь знают, что такое «монография» и отдаленно представляют себе, что такое «научные исследования». Теперь в университете заключаются пари о том, когда уголовное дело будет заведено по факту ложного доноса.
Помимо ущерба здоровью людей и нанесения ущерба репутации вуза в глазах подрастающих поколений есть еще одна серьезная неприятность — повторение историй с отчуждением и госорганами профсоюзного имущества в разных регионах страны. Первичные инстанции Арбитража, как считают специалисты, с небывалыми нарушениями закона (плюс — публичным глумлением над профсоюзами в ходе судебного процесса) изъяли у ФНПР имущественный комплекс СПбГУП.
На учебные корпуса, общежитие, здание гимназии и др. тут же образовалась очередь претендентов. Это не удивило. Вся стилистика нападок на вуз с самого начала воспринимается многими как рейдерская атака, стилистика которой трудно отличима от битв за собственность авторитетных «предпринимателей» в 90-е годы. Только тогда это происходило в основном в российской глубинке.
Заказчик рейдерства скоро станет очевиден. Столь мощные силы этим нехорошим делом заняты, что победит и получит многомиллиардную собственность заведение, которому это было заранее гарантировано. Соответственно, и имена закулисных покровителей также скрыть невозможно. Они людям сведущим, думается, уже хорошо понятны.
Начинают просматриваться и более глубинные резоны этой истории. Ученые, исследующие процессы развития страны, все чаще говорят о наличии в России быстро консолидирующейся и набирающей силу группы олигархов и чиновников, притворяющихся патриотами и якобы радеющих за Россию. На самом же деле жаждущих объединения с Западом, пусть даже ценой стратегического поражения России.
Эта публика считает профсоюзы своими естественными врагами. Профсоюзы не только ограничивают жадность стяжателей, но и патриотичны по своей природе. Их члены кровно заинтересованы в экономическом процветании страны. Им не все равно, где жить, где работать. Зарубежные виллы и яхты их не интересуют.
Профсоюзы долгое время являлись естественной опорой власти в силу своей принципиальной ориентации на возрождение России. Но в последние годы президент вынужден уделять очень большое внимание зарубежным конфликтам, в особенности – спецоперации. И затаившиеся перевертыши получили большой простор для подавления ненавистных им профсоюзов. Они не только собственность «под шумок» перераспределяют, но и рушат социальное партнерство между профсоюзами и властью.
СПбГУП – один из ключевых мозговых центров российских профсоюзов. И, что немаловажно, один из их успешнейших социальных проектов. К тому же – с абсолютной патриотической ориентацией. Его уничтожение очевидно будет способствовать ослаблению национального единства россиян, обострению социальных проблем. Что, видимо, некоторым имущим власть и деньги требуется…