Новорожденная первичка Смоленского филиала “Смоленскавтодора” столкнулась с проблемами сразу после создания. За первые десять дней ее существования набралось нарушений уже столько, что хватило для обращения в полицию, прокуратуру, следственные органы и инспекцию труда.
В еще одном филиале “Смоленскавтодора”, известного скандальной забастовкой в конце мая этого года, работники создали первичную профсоюзную организацию.
- У “Смоленскавтодора” 28 филиалов, по числу районных городов в области. И вот в еще одном из них, в филиале города Смоленска, решили создать первичную профсоюзную организацию. Это небольшая организация, там работает около сотни человек. Они так же, как и филиал, который бастовал, занимаются дорожным хозяйством. ППО была создана 7 июля, в нее вошло около десятка человек. Почему решили создать профком? Прежде всего потому, что они о нас слышали давно, обращали внимание на первичку “Спецавто”, видят, что уже и люди из управления “Смоленскавтодора” вступают в профсоюз. В общем, видят работу, - рассказал “Солидарности” председатель Смоленского обкома профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Виталий Кулешов.
Председателем новой профорганизации стал Андрей Лебедь, который работает на предприятии кладовщиком. Он рассказывает:
- Вообще я до этого отработал в полиции 20 лет и вышел на заслуженную пенсию. Я привык к тому, что документы имеют силу, что закон должен соблюдаться… А тут... Тут все не так. Начиная с самих помещений. Вот там, где мы переодеваемся, прохудилась крыша, стены обваливаются, все покрыто черной плесенью. Туалет у нас на улице. Я работаю на этом предприятии четвертый год, и при мне ни разу из ямы под туалетом ничего не откачивали. Представляете, какой там запах?
Но самые большие вопросы вызывает система оплаты труда:
- У нас система оплаты труда такая, что ты никогда не знаешь, сколько денег получишь. Вот у меня оклад 12,5 тысячи рублей. У работников основных специальностей на тысячу-полторы рублей повыше. А все остальное в зарплате - какие-то надбавки, доплаты, премии. Распоряжается ими руководство как хочет и никогда не объясняет, почему зарплата снижена. Никто не может быть уверен, что получит свои 50 - 60 тысяч рублей в следующую выдачу зарплаты. Сказал что-то не так - тебе урезали. Мы бы согласились, если бы урезали за какие-то проступки или за то, что сделал что-то не так. А у нас лотерея, и результаты розыгрыша зависят исключительно от начальства, которое впрямую нам говорит: будешь возникать - зарплаты не будет.
12 мая Лебедь вступил в профсоюз, в первичку “Спецавто”. Сделал это, еще находясь на больничном. А когда с больничного вышел, понял, что в их филиале надо делать свою профсоюзную организацию.
- У меня была операция. Я был на длительном больничном, четыре месяца меня не было на работе. Об этом было известно заранее, я сдавал ключи, назначали исполняющего обязанности, который должен был заведовать этим десятком складов, пока меня нет. В конце июня выхожу с больничного, прихожу к руководству, здороваюсь. А мне сразу же говорят: “Вам будет предложена другая должность”. Спрашиваю: почему? Мне отвечают, что очень долго был на больничном, такой работник их не устраивает.
На перевод на другую должность Лебедь не согласился. И потребовал инвентаризацию на складах:
- Потому что за время моего отсутствия все содержимое на этих складах было перемещено, перетасовано. Кроме того, за время моего отсутствия там брали материальные ценности, необходимые для деятельности предприятия, и это должным образом не оформлялось. От чего я ушел и к чему я пришел - это две разные вещи. Из программы материальные ценности выписаны, а документально это не оформлено.
В итоге Лебедь стал настаивать на инвентаризации, прежде чем приступить к выполнению должностных обязанностей:
- На меня сразу написали докладную записку, что я отказываюсь приступать к работе. Я написал объяснительную. Пока тишина. Ключи от склада мне не отдали, я отстранен от выполнения должностных обязанностей. Вот уже месяц я просто прихожу на работу и в итоге ничего не делаю. То тут посижу, то там.
На какие нарушения законодательства РФ, допускаемые руководством Смоленского филиала СОГБУ “Смоленскавтодор”, первичка пожаловалась в прокуратуру:
1. Нарушения в сфере безопасности дорожного движения и охраны труда: в июне 2025 года, в период отсутствия медицинского работника Алексеевой Л.В. (находилась в отпуске и на больничном), осуществлялся выпуск транспортных средств на линию и их возвращение предположительно без проведения обязательных медицинских осмотров водительского состава.
2. Нарушение трудового законодательства и возможное злоупотребление должностными полномочиями: начальник ОГМ Смоленского филиала Борисов Д.П., находясь на больничном, подписывал путевые листы.
3. В административном здании Смоленского филиала СОГБУ “Смоленскавтодор” произведен демонтаж встроенной мебели, полов, сделано отверстие в фундаменте.
4. Нарушение трудового законодательства в части обеспечения средствами индивидуальной защиты (СИЗ): сотрудникам Смоленского филиала СОГБУ “Смоленскавтодор”, в том числе вновь прибывшим на работу, не выдаются СИЗ и спецодежда.
5. Нарушение трудовых прав работника (Лебедя А.В.): “После выхода с больничного 20.06.2025 мне, как кладовщику и материально ответственному лицу, не предоставлена работа, не проведена инвентаризация, отказано в доступе к рабочему месту и предложена другая должность в связи с длительным нахождением на больничном”.
6. Незаконная вырубка деревьев: зимой 2025 года в Смоленском филиале СОГБУ “Смоленскавтодор” спилены деревья (голубые ели и клен).
Первичка была создана 7 июля. И уже на следующий день председателю снова стали настоятельно предлагать уволиться.
- Приходил начальник службы безопасности из головного офиса, - рассказывает Лебедь. - Начал спрашивать: “А вы создали профорганизацию? А сколько у вас человек в первичке? А как проходило собрание?” Я объяснил, что все происходило так, как положено по закону. Собрались люди, секретарь собрания был, приняли решение о создании организации, выбрали председателя, вели протокол, все под видео. Он очень удивился, что велся протокол. А потом заявил, что мы должны были поставить в известность руководство. Я предложил руководству предприятия, если им кажется, что что-то не так, если им кажется, что были какие-то нарушения, обращаться к нам письменно.
Затем директор вызвал для разговора всех работников - членов профсоюза к себе в кабинет. Председателя профкома туда не пустили, хотя он и член профсоюза. Потом уже не допустили на предприятие к членам профсоюза и председателя обкома.
- Директор просто выпроводил меня с предприятия и сказал больше не пускать, - возмущается Кулешов. - Я пытался объяснить им, что я здесь на законных основаниях, я пришел к членам своего профсоюза, меня не имеют права не пускать, мне законодательство дает беспрепятственный допуск. На что директор мне сказал: “Пишите о встрече мне лично”. А зачем он мне лично, когда я рамках законодательства могу посещать предприятия, рабочие места? Мне нужны работники, а не директор!
В итоге Виталий Кулешов и Андрей Лебедь вызвали полицию и написали заявление, зафиксировали факт нарушения законодательства. Кроме этого на данный момент написано заявление в прокуратуру, в следственный комитет, в трудовую инспекцию.
- После этого с меня потребовали объяснительную, по какой причине я отсутствовал на работе, - рассказывает Лебедь. - Ведь я выходил с территории предприятия к полиции, стоял в десяти метрах от шлагбаума. Я написал объяснительную.