“Солидарность” продолжает рубрику о наставничестве. В ней о своей профессии рассказывают опытные мастера. Эти люди остаются опорой и источником профессиональных знаний для начинающих свой трудовой путь. На этот раз по рекомендации ППО Кемеровского АО “Азот” Общероссийского профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства мы поговорили с Иваном Сваровским (на фото), оператором дистанционного пульта управления в химическом производстве цеха аммиака № 1.
“Иван Сваровский - участник обучения для наставников химкомбината “СДС”, главный спикер от КАО “Азот”. Участник регионального конкурса “Лучшие практики наставничества - 2023” в Кузбассе. Награжден почетной грамотой ХК “СДС” в 2025 году, почетной грамотой КАО “Азот” в 2022. Получил звание лучшего наставника в конкурсе КАО “Азот” - 2022. Активно выдвигает рационализаторские предложения, помогающие улучшать технологический процесс на производстве”.
- Наши герои приходят к своей специальности по-разному. Как попали на предприятие вы?
- Я понимал, что рано или поздно попаду на завод, - почти вся семья работала на нашем предприятии. КАО “Азот” насчитывает около пяти с половиной тысяч сотрудников, и у меня там работали (правда, задолго до меня) бабушка, дедушка, отец, брат, мама. Кто-то в охране, кто-то на механических работах, монтажниками, но в основном у нас династия технологов. Общий наш семейный стаж составил более двухсот лет. Основатель династии, мой дедушка Иван Васильевич Сваровский, начинал с должности инженера, затем стал начальником цеха, потом начальником отдела кадров, и 23 года проработал на этой должности. Отец у меня был начальником отделения, бабушка - начальником центральной лаборатории, где идет аналитический контроль производимой продукции, потребляемого сырья, промежуточных веществ. Благодаря им я начинал заранее знакомиться с этой профессией. Хотя я вначале и не планировал устраиваться сюда работать, но я видел, как устроено химическое производство.
- Как у вас сформировалось представление о будущей профессии?
- Работа технолога заключается в управлении физическими и химическими процессами, а это был во многом школьный курс физики, так что я подростком уже в целом понимал, о чем идет речь. Многое познавалось через общение с отцом. Он всегда любил что-то мастерить, налаживать оборудование, чинить машину, и через такие простые действия незаметно шла моя подготовка к нынешней работе. Дома обсуждали происходившее на заводе, и я слышал странные слова - “гидроксил”, “анон”, “капролактам”, которые встречаются лишь в химическом производстве.
- Чем вас увлекла эта специальность?
- Сначала я поступил в Кемеровский политехнический университет на химико-технологический факультет, где готовят специалистов для подобных производств. Тема была мне понятна, и два последних курса я доучивался, уже работая на предприятии. Сначала я попал в небольшой цех, но мне было не слишком интересно работать - там протекало мало технологических процессов, а мне хотелось попасть на большое производство, со сложной техникой. Началась моя стажировка на рабочем месте, длившаяся 8 месяцев.
Химическая технология включает в себя не только химические и физические процессы, но требует еще и работы воображения, планирования, построения модели процесса. Это была действительно интеллектуальная задача, которую надо было сначала решить в теории, а потом сделать так, чтобы все заработало на практике. При работе со сложным оборудованием появляется опыт, которое в дальнейшем помогает разбираться в других ситуациях, что-то улучшать, добавить. Поэтому я и начинал выдвигать рационализаторские предложения - подал их уже больше 50.
- В чем заключается ваша работа?
- У нас производство непрерывного цикла, есть дневные и ночные смены. Мы постоянно используем сырье и постоянно выпускаем продукцию, химический процесс идет круглосуточно, происходят сопутствующие превращения веществ, изменения давления, температуры, расхода сырья и множество других взаимосвязанных между собой процессов. И я, как сотрудник технологической службы, контролирую и регулирую все их с дистанционного пульта с сотнями датчиков, запускаю и останавливаю производство. Все оборудование, которое стоит в цехе, под контролем наших операторов.
- Почему вы не сразу пришли на предприятие?
- С детства было впечатление, что работать на заводе очень тяжело. Даже просто туда ходить. Потому что, когда я только просыпался утром перед школой, отец уже уходил из дома. Мне казалось, что так рано вставать тяжело, было какое-то отторжение. Я пробовал себя в разных профессиях, но везде очень быстро проявлялись очевидные недостатки, на фоне которых работа на стабильном, крупном предприятии казалась во много раз выгоднее и интереснее. Кроме того, как и любому молодому человеку, мне нужно было строить планы на будущее, и работа на предприятии казалась более предсказуемой, более интересной по задачам. И более перспективной. Например, директор нашего предприятия Андрей Николаевич Вишневский тоже начинал с рабочей специальности, с технологической службы. Отличный пример, мне кажется. То есть на своей должности я вижу серьезные перспективы, возможность расти в профессии, в карьере, в знаниях. Мы занимаемся производством минеральных удобрений, которые используются по всему миру в огромном количестве. Строятся новые предприятия, они ищут новых специалистов. Это создает большие перспективы, в том числе и работы в заграничных командировках. Производство аммиака - один из самых сложных в мире химических процессов. И чем выше квалификация технолога, тем больше он востребован.
Я видел для себя смысл в достижении целей, в развитии, для этого были необходимы прочные и глубокие знания, поэтому было важно хорошо готовиться дома. Этого требовали от меня мои наставники, этого же я требую и от своих стажеров.
- Когда вы только пришли на предприятие, появился ли у вас наставник?
- Моими наставниками были Андрей Анатольевич Забылин и Алексей Сергеевич Павлов. Андрей Анатольевич сам был оператором. А Алексей Сергеевич был начальником отделения. Он мне задавал вопросы и, не щадя, требовал правильного ответа. Если я ответа не знал, то уходил, готовился, возвращался. Он установил для меня в профессии высокую планку. А Андрей Анатольевич, который проработал на предприятии 30 лет, как раз все знал досконально. И на все мои вопросы мог мне ответить, мог все объяснить, нарисовать. То есть я попал между двух специалистов: один много знал, другой много требовал. Для профессионального роста это было идеально.
- При этом вам приходилось еще и готовиться самостоятельно, добирать знания.
- В цехах работают сотни датчиков - температуры, давления, расходов. Для них установлены обязательные нормы. И все эти цифры нужно знать. А как их запомнить, если не выучить? Поэтому приходилось готовиться. От меня требовали обязательно рисовать по памяти все технологические схемы. И это помогло мне очень хорошо изучить предприятие.
Наше производство - длинная цепочка различных процессов. И на каждом операторе лежит большая ответственность. Поэтому нужно очень хорошо подготовить специалиста. И мои наставники показывали пример, как это делать. Многие ученики думают, что если они будут просто повторять за наставником, этого достаточно. Нет, некоторые ситуации на производстве складываются редко, но ориентироваться в них приходится быстро, на уровне рефлексов. Для этого нужно знать, как все устроено, как работает. Стажировка дала мне представление о том, как выглядит наиболее качественная подготовка. И когда оба мои наставника ушли - один на пенсию, другой - на иное предприятие, я понял, что теперь мне надо сохранить традицию наставничества. Первого стажера мне доверили сразу же после того, как они уволились. Мне тогда было 29 лет.
- ФНПР предлагает ввести доплаты и социальные бонусы для людей с официальным статусом наставника. Что вы по поводу этого думаете?
- Думаю, это важно. Такие выплаты поднимут статус наставника, будут мотивировать других становиться наставниками. Потому что иногда даже очень квалифицированные сотрудники на это недостаточно замотивированы. В идеале это должны быть регулярные выплаты наставнику, независимо от наличия ученика, а также дополнительные выплаты в процессе стажировки. Но и наставник должен быть готовым, что с него будет спрос за подготовку. Экзамен ученика - это и твой экзамен как наставника.