По оценкам экспертов, 27 миллионов человек во всем мире эксплуатируются как рабочая сила для неоплачиваемого труда, незаконных услуг и коммерческого секса. С помощью мошенничества и принуждения их заставляют трудиться на полях и фабриках, в ресторанах и в качестве домашней прислуги. Торговцы людьми охотятся на выходцев из самых маргинализированных и уязвимых слоев населения или из наиболее бедных стран, наживаясь на их тяжелом положении. Летом 2024 года Госдеп США представил отчет о торговле людьми. “Солидарность” ознакомилась с документом.
Термин “торговля людьми” обозначает преступления, в результате которых преступники эксплуатируют взрослых или детей, наживаются за их счет, заставляя бесплатно работать, принудительно используя в сфере коммерческих интимных услуг или в качестве доноров органов.
Считается, что принудительный труд имеет место, когда торговец людьми вербует, укрывает, перевозит, предоставляет или получает людей, обладающих гражданскими правами, для насильственной работы или оказания ненадлежащих услуг. При этом торговцы людьми применяют силу, мошенничество или принуждение. Схема принуждения может включать в себя физические угрозы, манипуляции с долгами, лишение зарплаты, конфискацию документов, удостоверяющих личность, психологическое давление, репутационный вред, манипуляции с употреблением веществ, вызывающих привыкание, угрозы близким жертвы и другие формы. Целью преступника становится неоплачиваемое присвоение результатов труда или услуги, оказываемой жертвой. Торговцы людьми могут совершать преступления в любой отрасли - в сельском хозяйстве, на производстве, в ресторанах, гостиницах, массажных салонах, в сфере торговли, на рыболовецких судах, в шахтах, частных домах. Выделяют несколько основных видов незаконного принудительного труда.
Так называется форма принудительного труда, при которой торговец людьми требует от жертвы выполнения работы в частном доме. Эти условия работы создают ситуацию повышенной опасности. Домашние работники часто изолированы и могут долгое время оставаться в доме одни. Работодатель может контролировать их доступ к еде, транспорту и жилью. То, что происходит в частном доме, скрыто от мира, в том числе от правоохранительных органов и инспекторов труда, что создает дополнительные барьеры для информации о происходящих преступлениях. Иностранная домашняя прислуга особенно уязвима для жестокого обращения из-за языковых и культурных барьеров, а также из-за отсутствия связей с родными, близким и кругом поддержки.
Торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации считаются действия, связанные с применением силы или мошенничества, цель которых - принудить другое лицо, в том числе несовершеннолетнего, участвовать в оказании коммерческих интимных услуг. Торговец людьми вербует, укрывает, перевозит, предоставляет, получает или склоняет свою жертву к участию в коммерческом сексе. Принуждение в этом случае подразумевает угрозы нанесения физического, психологического или репутационного вреда, угрозы важным для жертвы лицам или манипуляции с долгами. Торговец людьми может начать эксплуатировать жертву после того, как та официально напишет заявление о приеме на работу или уедет на заработки. Преступники используют схемы, которые позволяют как увозить жертв за сотни километров от их дома, так и эксплуатировать их в родных регионах.
ДОЛГОВАЯ КАБАЛА
Основным средством принуждения в этом случае выступает манипулирование долгами. Преступники могут использовать долги как часть схемы, заставляющей человека работать или заниматься коммерческими секс-услугами.Торговцы людьми также могут манипулировать долгами после начала трудовых отношений, полностью удерживая доходы жертвы или заставляя ее занимать деньги, чтобы оплачивать расходы на еду, жилье, транспорт. Они также могут манипулировать долгами жертвы перед другими людьми.
Часто в качестве мишени торговцы людьми выбирают детей, как наиболее уязвимую категорию работников. Несмотря на то, что некоторые дети могут на законных основаниях заниматься определенными видами труда, принуждение детей к работе против их воли остается незаконным. Формой рабства или сходной с рабством практикой считаются, в том числе, ситуации, когда ребенок оказывается на попечении постороннего лица, которому его труд приносит финансовую выгоду, но при этом несовершеннолетнему отказывают в еде, отдыхе или обучении, вынуждая его работать.
Еще одна форма торговли людьми предполагает, что вооруженная группа незаконно вербует или использует детей - с помощью силы, обмана или принуждения - в качестве солдат или для работы и оказания услуг в конфликтных ситуациях (как это происходит, например, в ряде стран Африки). Как мальчики, так и девочки часто подвергаются сексуальному насилию или эксплуатации со стороны членов вооруженных групп и страдают от тех же разрушительных физических и психологических последствий этого насилия, как и при сексуальной эксплуатации.
Это одна из самых закрытых и малоизученных форм торговли людьми, которая, по мнению экспертов, сегодня продолжает развиваться. Подобно торговле людьми для сексуальной и трудовой эксплуатации, при этом преступлении жертвы используются для экономической выгоды. Его иногда путают с торговлей органами. Однако в центре незаконного оборота органов стоит торговля уже изъятым органом. А при торговле людьми с целью извлечения органов в центре мошеннических действий оказывается живой человек. Часто потенциальных доноров обманом склоняют к донорству, утверждая, что удаление не приводит к негативным побочным эффектам, или даже не ставят их в известность о характере предстоящей операции.
Принудительный труд хорошо задокументирован, особенно в сельском хозяйстве, рыболовстве, производстве, строительстве и домашнем труде, но от него не застрахованы и другие отрасли. Секс-торговля встречается чаще всего в индустрии гостеприимства, но эти преступления могут совершаться и в других отраслях, в том числе добывающих, где работа часто ведется в удаленных местах и нет доступа для контроля государственных органов.
Чтобы противостоять подобным преступлениям, правительствам необходимо выделять дополнительные ресурсы для надзора за рабочими местами, особенно в ключевых секторах, где часто присутствует принудительный труд. Также необходимо совершенствовать меры контроля за группами повышенного риска трудовой эксплуатации. Владельцы предприятий, со своей стороны, в качестве мер профилактики подобных преступлений должны устанавливать жесткие этические и правовые требования к своим деловым партнерам, чтобы на всей линии поставок искоренять практики, создающие благоприятную среду для принудительного труда.
Подходы к снижению уязвимости работников и предотвращению принудительного труда включают в себя продвижение трудовых прав и стандартов, в том числе - свободу объединений, право вести коллективные переговоры и устранять нарушения в трудовых отношениях. Исследования показали, что работники наиболее уязвимы для принудительного труда, если не знакомы со своими правами и исключены из процесса принятия соглашений в сфере трудовых отношений и социальных благ. Кроме того, на предприятии должен существовать механизм расследования жалоб, которые подает работник.
Независимые и демократические профсоюзы лучше всего представляют коллективные интересы трудящихся. Сотрудничая с региональными и международными организациями, они способны защитить интересы наиболее уязвимых категорий работников. Профсоюзы также имеют хорошие возможности привлекать к решению проблемы принудительного труда в цепочках поставок влиятельные общественные и государственные организации. Многие профсоюзы сегодня расширили состав, включив туда частников и работников сферы домашних услуг. Это является ключевым фактором защиты, поскольку распространяет ее на работников со срочными и временными контрактами. Поэтому в отраслях с сильным профсоюзным представительством, как правило, значительно ниже уровень таких нарушений, как использование детского и принудительного труда.