В третьем квартале 2023 года в неформальном секторе экономики в России работало 19,1% занятых, такие цифры приводят в своем исследовании «Известия». Эксперты, со своей стороны, говорят о необходимости различать теневой сектор (с его уходом от налогообложения), и неформальный, где платятся сборы. Например, самозанятые имеют особый налоговый режим: при работе с физлицами они должны платить 4%, а с юрлицами и ИП — 6%. К этой категории относится 8,5 млн человек – в основном мигранты и сотрудники сферы услуг (уборщики, официанты, таксисты, горничные). К этой же категории относятся и мелкие предприниматели (продавцы на рынке, владельцы маленьких магазинов, кофеен, пекарен), художники, музыканты и писатели.
Именно развитие самозанятости приводит к увеличению числа «неформальных» работников. Вторая причина — рост до 2,8 млн численности сотрудников, занятых у ИП. Предприниматели сумели адаптироваться к новым экономическим условиям, перестроить логистические цепочки, сформировать своего потребителя. Еще одна причина роста неформальной занятости – высокие показатели безработицы в некоторых регионах. Если, например, в Чукотском автономном округе безработица держится на уровне лишь 2,6%, то в Ингушетии приближается к 52%. Поддерживает тенденцию инфляция – люди чаще ищут подработку, в том числе в сфере неофициальной занятости как более доступном и гибком секторе экономики. Наконец, фактором, влияющим на рост неформальной занятости эксперты считают усилившуюся миграцию: люди, меняющие место жительства, нередко сталкиваются с трудностями в поиске работы и вынуждены трудиться неофициально.
В начале 2023 года «Солидарность» информировала об особенностях трудностей, с которыми сталкиваются работники, выбравшие самозанятость. Тогда Центр мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов СПбГУП изучил конфликтный потенциал самозанятых в 2022 году и пришел к выводу, что протестная активность в этой сфере сохранится.