На 24 мая жители и гости бельгийской столицы вынуждены были заранее планировать маршруты передвижений, а порой и вовсе сменить транспорт на пешие прогулки. Причина кроется в общенациональном митинге против реформирования трудового законодательства в стране. По данным Всеобщей федерации труда Бельгии (FGTB) на улицы Брюсселя вышли около 80 тыс. человек. Главное требование митингующих – не допустить введения гибкого графика трудовой недели.
В настоящий момент законодательно предусмотрен гибкий график организации труда лишь в некоторых сферах, да и решение по его принятию находится полностью в ведении работодателя. То есть не является обязательным. Правительство выступило с инициативой введения обязательного гибкого 38-часового рабочего графика на неделю, по которому основные рабочие часы выпадали бы на привычное время отдыха бельгийцев (вечернее время), либо вовсе рабочий процесс ужимался бы до нескольких дней в неделю, но занимал практически целые сутки. Предполагается, что такая система позволит работодателям добиться большей эффективности на производствах.
Профсоюзные организации согласны с заявлениями политиков, что такой график принесет пользу промышленности, но сразу же делают оговорку. Положительный эффект от новой нормы испытают только работодатели, в то время как рабочие просто лишатся свободного времени на личную жизнь, встречи с детьми и отдых.
- Правительство постоянно обращается к социальному диалогу, но в тоже время они не принимают во внимание аргументы профсоюзов и не уважают достоинство работников. Всё, что есть в новом законопроекте, уже существует. Правительство хочет лишь сделать эту норму обязательной и при этом избежать каких-либо консультаций. Это оставляет работника один на один с работодателем, - приводит слова секретаря профсоюза FGTB Марка Бокала бельгийская телерадиокомпания RTBF.
Стоит отметить, что требование остановить ход трудовой реформы далеко не единственное. Также FGTB выступает против жесткой экономии правительства, которая в первую очередь сказывается на работниках бюджетной сферы. В частности, проходят сокращения штата, в то время как зарплаты оставшихся сотрудников в лучшем случае остаются неизменными. В худшем – урезаются. Против данной политики властей уже более месяца бастуют сотрудники пенитенциарной системы. Кроме того, тюремщики выступают за отказ повышения возраста выхода на пенсию и решения кадровой проблемы, из-за которой им приходится работать свыше установленных 38 рабочих часов в неделю.