Профсоюзы не приемлют позицию Минфина в отношении якобы завышенных уровней государственных расходов и затрат на социальную политику. Подобный подход можно назвать «социальным скопидомством», он ведет к значительному ухудшению уровня жизни в России – с такой позицией председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков выступил 18 апреля в ходе генерального совета профцентра.
- Минфин обосновывает необходимость снижения социальных расходов потребностью в росте экономики. Однако именно сопоставление РФ с развитыми странами позволяет признать доводы министерства малоубедительными или ошибочными. В частности, в Швеции и Финляндии – мировых лидерах инновационного развития – расходы на систему социальной защиты, включая обширные программы активной занятости, достигают 28 – 31% ВВП, – отметил Шмаков и поделился также информацией о затратах на социальную сферу в США, Японии, Норвегии, Германии и других странах.
По словам главы ФНПР, повышенное внимание к правам и интересам работников, к человеческому потенциалу в целом, создает лучшие условия и для модернизации технологий, и для мотивации каждого к производительному труду. Оба эти фактора являются ключевыми для стабильного и качественного роста экономики. Госдолг в США достигает астрономической суммы и продолжает расти, тем не менее, расходы на социальную политику не снижаются, а напротив увеличиваются, приближаясь к уровням европейских государств всеобщего благосостояния.
- Передовой мировой опыт наглядно показывает несоответствие российских подходов к определению затрат на социальную политику ни современным трендам и ориентирам, ни целям инновационного и человеческого развития, ни международному формату требований по каждому из ее направлений. Мы считаем необоснованной направленность бюджетной политики на дальнейшую оптимизацию социальных расходов, в том числе за счет перевода государственных учреждений на альтернативные госзаданию механизмы (государственно-частное партнерство, конкурсы, госзакупки и сертификацию госуслуг). Такие подходы наряду с сокращением рабочих мест в госсекторе ведут к увеличению платности и неравенству в получении общественно значимых услуг, к снижению контроля и качества, недоразвитию человеческого потенциала и масштабным недоиспользованным возможностям инновационного роста экономики, – разъяснил Михаил Шмаков.