Госдума сегодня отклонила во втором чтении и сняла с обсуждения правительственный пакет поправок в законодательство «по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства». Законопроект о соцпатронате давал «опеке» большой простор для произвола, поскольку был «базовым» и декларативным. Он на федеральном уровне ставил «госпопечителям» задачу постоянно контролировать «проблемные» семьи и проводить регулярные проверки, и при этом позволял региональным органам опеки определять свои «местные» нормы и признаки, по которым семьи можно признавать “неблагополучными”.
Напомним, что в первом чтении тот же состав палаты голосами фракций «ЕР» и «СР» одобрил этот документ в сентябре 2012 года. По всей вероятности, за истекшие 16 месяцев его там наконец прочли полностью – либо кто-то, кого нельзя называть, прочесть помог.
Представившая проект палате зампред комитета по вопросам семьи Ольга Баталина («ЕР») рассказала коллегам об отрицательной реакции граждан и важнейших общественных институтов на этот законопроект, увидевших в нем легализацию шантажа родителей органами опеки. А также насаждение норм ювенальной юстиции, занимающейся по факту только одним - «сравнительно мягким» отъемом детей даже у вполне адекватных родителей. То есть о том, что было всем известно даже не осенью позапрошлого года, а гораздо раньше - уже тогда, когда документ отправили из Минобрнауки в правительство для согласования в ведомствах.
Законопроектом предполагалось ввести новую форму индивидуальной профилактической работы с ребенком из семьи, находящейся в социально опасном положении, и его родителями (опекунами, попечителями). Это социальный патронат, осуществляемый госорганами опеки и попечительства, который предлагалось реализовывать через оказание «проблемной» семье «социально-педагогической, медико-психологической поддержки, помощи в воспитании, развитии, реализации и защите прав несовершеннолетнего». Соцпатронат устанавливался бы органом опеки на определенных условиях. Прежде всего, если по итогам проведенного «опекой» обследования условий жизни, воспитания и развития ребенка этот орган (действующий автономно – «без суда, но со следствием») заключил бы, что родители ребенка «создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, или отрицательно влияют на его поведение». И при этом – если прегрешения столь малы, что у суда нет достаточных оснований для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав.