Россия в ответ на санкции вводит запрет на поставки продовольствия из стран Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии сроком на один год. В список попали: говядина, свинина, овощи, фрукты, мясо птицы, рыба, сыры, молоко, молочные продукты, колбасы. Даст ли это шанс отечественном сельскому хозяйству вернуть позиции на рынке? Зампредседателя комитета Торгово-промышленной палаты по развитию АПК, директор ЗАО «Совхоз им.Ленина» Павел Грудинин считает, что если в ближайшее время государственная политика по отношению к сельскому хозяйству не изменится, то надеяться на импортозамещение отечественной продукцией не представляется возможным.
- Россельхознадзор, министерство сельского хозяйства и все остальные чиновники бросились вести переговоры о замещении продуктов с кем угодно – Бразилия, Аргентина, Китай, Турция, Азербайджан – но не с российскими производителями. Пока мы не слышали о том, что сельскому хозяйству в РФ снизят налоги, окажут государственную финансовую поддержку, обеспечат доступ на рынки не на словах, а экономическими методами. На сегодняшний день мы ждем сигнала, - пояснил он на пресс-конференции, которая прошла сегодня в ИА «Национальная служба новостей».
Пока, по словам Грудинина, власти лишь говорят российским фермерам «начинайте работать», но при этом не предоставляют им никаких гарантий. Что будет, если через год санкции отменят и опять начнут ввозить польские яблоки? Наши яблоки конкурировать с их яблоками не смогут, а фермеры уже начнут сажать сады, наберут кредитов…
Для того, чтобы произвести картошку, нужен минимум год. Чтобы произвести молоко – два с половиной года, пока из теленка вырастет корова. Для того, чтобы получить яблоко – нужно вначале посадить сад, а это минимум 5-8 лет. Быстро в сельском хозяйстве ничего не происходит.
- Когда-то в Московской области было пятнадцать хозяйств, которые производили яблоки, груши и другие фрукты. И это продавалось и перерабатывалось. Но потом появились концентрат из Китая, яблоки из Польши, у наших производителей не было денег на модернизацию, на создание складов, и все это привело к тому, что эти предприятия закрылись, старые сады были уничтожены, а новых никто не посадил, - вспомнил Грудинин.
По словам директора совхоза им. Ленина, чтобы организовать яблочную индустрию на уровне польской, нужно, во-первых, посадить интенсивные сады, которые бы давали урожай не как обычные – 6 тонн с гектара, а 40 тонн с гектара. Лишь при этой урожайности сейчас можно обеспечить доходность. Но интенсивный сад – это капельный полив, это шпалеры (опоры для растений), новые сорта яблонь и прочее. Во-вторых, нужно оборудовать склады, поставить специальные холодильники, которые обеспечивают сохранность яблок не меньше, чем на год. Это индустрия, которая требует вложения очень больших финансов. Могут ли крестьяне взять кредиты под 15% годовых, создать фруктовую индустрию и через 8 лет, отдав кредиты с процентами, получить яблоки, которые бы конкурировали с польскими? Да еще и без гарантий от государства?
- Мы в комитете Торгово-промышленной палаты по развитию АПК все время говорим, что не будут работать госпрограммы, если в них прописано софинансирование сельского хозяйства с субъектами федерации. У дефицитных субъектов, а они все дефицитные, кроме пяти, денег на сельское хозяйство нет. Недавно был скандал: некоторые губернаторы отказались от 5 млрд рублей бюджетных денег только потому, что у них не было денег на софинансирование, - возмущается Павел Грудинин.
На сегодня общий долг сельского хозяйства России перед банками – больше 2 трлн. рублей, что выше, чем валовой продукт российского сельского хозяйства за год, обращает внимание эксперт. При этом те же поляки, как и все фермеры в ЕС, получают в среднем 300 - 600 евро на гектар дотаций. А наши – 6 евро на гектар. Поддержка государством своих сельхозпроизводителей даже в Казахстане и Белоруссии выше, чем в России. И если посмотреть бюджет РФ, то видно, что ассигнования на сельское хозяйство не увеличились ни на рубль.
- За продовольствие всегда кто-то платит, или государство, или потребитель, - заключает зампредседателя.
Вопрос лишь в том, какого производителя мы будем поддерживать: европейского, бразильского или все же российского?