Правительство признало существующую программу развития моногородов неэффективной и закрыло ее, разработав новую программу на 2019–2024 годы. Профсоюзы добились того, что ее рассмотрят на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
Результаты государственной программы «Комплексное развитие моногородов» с ноября 2016-го по декабрь 2025 года 26 июня на заседании рабочей группы в области экономической политики РТК были признаны неудовлетворительными. С этого года осуществление данной программы было досрочно прекращено в связи с ее неэффективностью. Основными направлениями программы были льготные займы, предоставляемые Фондом развития моногородов, и пониженные тарифы страховых взносов для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития.
– Профсоюзы предупреждали о малоэффективности и недостаточности этих мер для привлечения инвесторов в моногорода и монопрофильные населенные пункты, – дал комментарий Департаменту общественных связей Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) секретарь ФНПР, руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Олег Соколов. – В настоящее время правительство разрабатывает новую государственную программу, которая также предполагает поддержку инвесторов, в том числе в виде возврата части налоговых платежей как самим инвесторам, так и субъектам Российской Федерации. Но чем новые меры будут эффективнее прежних? Непонятно.
На новую программу планируется потратить 57,3 млрд рублей. Поскольку у профсоюзов есть сомнения в ее эффективности, они добились рассмотрения ее проекта на очередном заседании РТК. Профсоюзы также предлагают учесть мнения региональных трехсторонних комиссий, так как реализация проекта будет проходить на территории субъектов РФ.
В России сейчас зарегистрировано 319 моногородов, они расположены на территории 61 российского региона. Больше всего моногородов в Кемеровской (24), Свердловской (17) и Челябинской (16) областях. По данным Росстата, к началу 2018 года в моногородах проживало более 13,5 млн человек, или 9,2% населения России. Каждый третий из них — житель «кризисного» моногорода.