Работники изумрудно-бериллиевого месторождения АО «Мариинский прииск» (входит в ГК «Ростех») 6 сентября спустились в шахту с намерением не выходить на поверхность, об этом сообщил инфопортал eanews.ru. Поводом, по словам шахтеров, стало падение их доходов.
В пресс-службе Мариинского прииска опровергли эту информацию: «Информация о забастовке и условиях труда на Мариинском прииске не соответствует действительности. В 15:00 все шахтеры после завершения трудовой смены поднялись на поверхность».
«По состоянию на сентябрь 2021 года средняя заработная плата шахтера 6 разряда на Мариинском прииске составляет 66 717 рублей. Это значительно больше средней зарплаты в пос. Малышево (20 тысяч рублей) и средней заработной платы по отрасли (36 тысяч рублей). Все выплаты на предприятии осуществляются своевременно. Проведенная сегодня компетентными органами проверка не подтвердила обвинения в адрес прииска», - заявила представитель пресс-службы компании в комментарии газете "Солидарность".
В Свердловской областной организации Горно-металлургического профсоюза РФ газете «Солидарность» подтвердили, что такие сведения поступали, однако сейчас на предприятии никаких акций протеста нет. Тем не менее на Мариинском прииске периодически возникают волнения среди работников.
– Что там происходит сейчас, на самом деле, трудно сказать. Судьба этого предприятия очень непростая, в «лихих» 90-х оно находилось под контролем местных ОПГ, потом вообще долго не работало, пока не вернулось в руки государства. Сегодня это собственность «Ростеха». Такие волнения возникают не первый раз, два года назад была примерно такая же ситуация из-за долгов по зарплате, когда работники поставили ультиматум, что они не будут спускаться в шахту, пока им не выплатят зарплату в полном объеме. Тогда предприятие брало кредит у «Ростеха», порядка 300 млн рублей, погасили долги перед энергетиками и по зарплате. Так что дыма без огня не бывает. Ситуация не меняется. Они ее немного притушат и потихоньку работают дальше до очередной вспышки, потому что недовольство людей есть. Там нет коллективного договора, вообще нет никакого разговора о социальных вопросах. Существует какой-то минимум, — рассказал «Солидарности» зампредседателя Свердловской областной организации Горно-металлургического профсоюза России Николай Алексеев.
На Мариинском прииске нет и профсоюзных организаций, а все попытки ГМПР создать там профячейку или даже просто встретиться с рабочим коллективом натыкаются на стену противодействия со стороны администрации и руководства предприятия.
– Мы предлагаем организовать проведение собраний с каждой сменой, чтобы людям рассказать, что из себя представляет Горно-металлургический профсоюз России, какими вопросами занимается, какие плюсы получат работники от создания профсоюзной организации. Нас просто к людям не пускают. А учитывая, что это режимное предприятие, есть определенная процедура согласования. Мы выходили на исполнительного директора, мы выходили на представителя «Ростеха» в Свердловской области, но никаких результатов. Есть государственное предприятие, но профсоюза там нет. Нам проще с частниками сегодня договариваться – с предприятиями «Евраза», «Русала», НЛМК, чем с государственным предприятием. Вот такой парадокс, — заявил Алексеев.
В пресс-службе Мариинского прииска заявили, что "руководство прииска не препятствует образованию первичной организации. К сожалению, шахтеры пока не готовы к обьединению. Несколько проектов уже проваливались".
В свою очередь в Федерации профсоюзов Свердловской области считают, что «профсоюза на прииске нет, значит, нет профессионального переговорщика на стороне рабочих; значит, некому защищать права работников. Логично, если шахтеры осознают это и организуют профсоюз, вольются в крепкие ряды Горно-металлургического профсоюза России. Наш обком ГМПР уже вышел на переговоры с работодателем и региональным Минпромом».