Новое исследование Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) выявило тревожную тенденцию: семьи, воспитывающие детей школьного возраста (от 7 до 15 лет), сталкиваются с риском бедности почти вдвое чаще, чем другие категории россиян, сообщают «Ведомости».
Особую уязвимость при этом демонстрируют неполные семьи, где вероятность оказаться за чертой бедности в среднем в два раза выше, чем по стране.
Результаты анализа, опубликованные в октябрьском выпуске научного журнала «Демографическое обозрение», основаны на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ за 2013 и 2022 годы. Эксперты РАНХиГС рассчитывали риски бедности, используя типологию домохозяйств, учитывающую их структуру, возраст, наличие пары и этапы развития детей. Показатель риска определялся как отношение уровня бедности в конкретном типе домохозяйств к общему уровню бедности среди всех опрошенных.
Согласно данным, домохозяйства с детьми в целом оказываются за чертой бедности в 1,3–1,8 раза чаще, чем другие группы населения.
При этом уровень риска значительно варьируется в зависимости от возраста старшего ребенка. Когда старшему ребенку от 0 до 6 лет, риск бедности в семье в 1,3 раза выше среднего показателя по стране. Пика этот показатель достигает, когда первенцу от 7 до 15 лет – в этот период риск бедности возрастает в 1,8 раза по сравнению со средним уровнем. После 15 лет риск несколько снижается, но все равно остается повышенным: для семей со старшим ребенком от 16 до 25 лет он в 1,4 раза выше среднего.
Отдельного внимания заслуживают неполные домохозяйства. В среднем, они сталкиваются с риском бедности в два раза чаще, чем в среднем по стране. Для неполных семей, где старшему ребенку от 7 до 15 лет, риск бедности почти в 1,9 раза выше среднего.
Наиболее критическая ситуация складывается у неполных семей со старшим ребенком от 16 до 25 лет: у них риск оказаться за чертой бедности ровно в два раза превышает средний показатель по стране, согласно расчетам за 2022 год.