
В конце прошлого года было принято решение правительства о заморозке тарифов в естественных монополиях. У монополий теперь, по сути, два пути: либо замораживать зарплаты сотрудникам, либо искать иные источники финансирования. Похоже, пришло время поговорить о перераспределении доходов внутри компаний. Начнем с электроэнергетики.
Тарифы на услуги естественных монополий останутся неизменными лишь в 2014 году. Уже в следующем году они снова вырастут на уровень инфляции этого года, который, по оценке правительства, составит 4,6%. Речь идет о тарифах «Газпрома» на газ, РЖД - на грузоперевозки, «Россетей» - на передачу электроэнергии, а также о тарифах на тепло и свет для населения.
С одной стороны, это подстегнет руководство монополий разобраться с воровством, отказаться от лишних посредников, провести аудит крупных проектов, требовать скидки в ситуациях, когда их можно добиться. Кроме того, замораживание тарифов в электроэнергетике для промышленных потребителей сдержит инфляцию, что положительно скажется и на ценах на товары.
С другой стороны, согласно Плану мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний, подписанному премьер-министром в ноябре 2013 года, предусматривается заморозка индексации зарплат работников этих компаний. А у рядовых сотрудников «Почты России», РЖД или энергетиков зарплаты и так весьма скромные.
«Солидарность» решила выяснить, что ждет работников энергетических компаний в связи с этими мерами.
Тарифному соглашению заморозки не страшны
Действующее Отраслевое тарифное соглашение (ОТС) подписывали долго, сложно, с митингами и пикетами. Глава ФНПР Михаил Шмаков на заседании российской трехсторонней комиссии заявлял о предзабастовочной ситуации в отрасли: в течение нескольких лет на отраслевых предприятиях не было реального роста зарплаты, только индексация, что увеличивало разрыв между доходами рабочих и высокооплачиваемых специалистов.
«Всероссийский Электропрофсоюз» требовал установить ставку 1-го разряда в 6827 рублей и увеличить реальную зарплату работникам не менее чем на 25%. Общероссийское объединение работодателей электроэнергетики (Объединение РаЭл) не соглашалось с этим.
18 марта 2013 года соглашение, наконец, было подписано, и ставка первого разряда по нему повышалась в течение двух лет до 6000 рублей (более 26%).
Что же теперь, снова «заморозка» зарплат?
- В январе зарплаты энергетиков были проиндексированы, следующая индексация, как это предусмотрено колдоговорами, должна состояться в апреле. Никакой инициативы от объединения работодателей об отмене этого пункта ОТС к нам не поступало, - прокомментировал «Солидарности» председатель «Всероссийского Электропрофсоюза» Валерий Вахрушкин.
Генеральный директор Объединения РаЭл Аркадий Замосковный подтвердил, что все договоренности остаются в силе:
- Мониторинг хода исполнения ОТС в течение 2013 года позволяет сделать вывод о том, что большинство энергокомпаний – участниц ОТС - предприняли усилия по поэтапному увеличению должностных окладов и заработных плат. В тех компаниях, которые сразу не могут перейти на повышенные показатели, должны быть разработаны при участии профсоюзных организаций и утверждены программы по поэтапному увеличению тарифных ставок первого разряда, в срок не позднее чем до 1 июля 2015 года.
При этом, по его словам, в момент подписания тарифное соглашение распространялось на 52 энергокомпании, а в начале 2014 года число участников ОТС увеличилось до более чем 70 организаций. Тем не менее, примерно 25% крупных работодателей отрасли, причем в большинстве своем – это частные энергокомпании, а также генерирующие структуры, подконтрольные «Газпрому», отказались присоединяться к Соглашению.
- Не следует делать вывод о том, что работодатели заинтересованы уклониться от выполнения намерений по повышению заработных плат и увеличению привлекательности рабочих мест в отрасли, - уверяет Замосковный. - Однако в свете последних тарифных решений приходится применять более гибкие механизмы, искать новые возможности для комплексного решения проблемы. Один из приоритетов – сохранение намеченных темпов роста зарплат по рабочим профессиям, с возможностью частичной или полной заморозки зарплат по специалистам и тем более – по работникам исполнительных аппаратов, высшим и ведущим менеджерам.
Он заверил, что работодатели отрасли сделают все возможное для выполнения норм ОТС, однако во многом это будет зависеть и от действий российского правительства. Так, например, у энергетических компаний вызывают опасения слова экс-министра финансов Алексея Кудрина, предложившего полную заморозку заработных плат в госкомпаниях на трехлетний период.
- Понятно, что такое решение, если оно было бы принято, сделало бы фактически невозможным исполнение норм ОТС для указанных работодателей, - заключает Аркадий Замосковный.
ТОПы спускаются на землю?
Общая сумма выплаченных средств правлению ОАО «Россети» (холдинговая управляющая компания, функционирующая в секторе электроэнергетики РФ) за 2012 год составила 119,4 млн рублей. В 2013 году она сократилась до 86 млн рублей, говорится в отчете компании за четвертый квартал 2013 года. В правление компании входит пять человек, поэтому в среднем за год каждый топ-менеджер мог заработать 17,2 млн рублей, в 2012 году — 23,8 млн рублей.
В годовом соотношении зарплаты членов правления урезали на 11,4 млн (до 50,4 млн рублей), премии — на 15,1 млн (до 26,9 млн рублей), прочие вознаграждения сократили в два раза, до 5,8 млн рублей. И хотя их доходы снизились, суммы получаются, мягко говоря, не малые. Особенно по сравнению с зарплатой рядового обходчика по котлу или дежурного электрослесаря, который получает, в зависимости от региона, 10–20 тысяч рублей в месяц. Рассматривались ли какие-либо варианты перераспределения доходов внутри компаний?
В Минэкономразвития «Солидарность» заверили, что «В компаниях электросетевого комплекса повышение производительности труда отрасли определено в качестве одного из основных приоритетов развития. Поэтому в рамках исполнения Плана Минэкономразвития подготовило проект директив, предусматривающий снижение дифференциации уровня оплаты труда в случае его превышения над средним уровнем оплаты труда по РФ».
- Мы часто высказываем мысль о более справедливом распределении доходов между собственником и топ-менеджерами с одной стороны и основными работниками от энергетики – с другой. Но кто вправе её перераспределить? Те, кто могут это сделать – в этом не заинтересованы. Если говорить конкретно о топ-менеджерах, получающих большие зарплаты – их не так уж и много. Вообще, этот вопрос мы обсуждали с министром. Нас заверили, что им уже занимаются и при очередном перезаключении контрактов это будет учтено, в настоящее время контракты либо уже подписаны, либо готовятся к подписанию, - ответил Валерий Вахрушкин.
В Объединении РаЭл также не увидели больших перспектив от предложения по перераспределению зарплат.
- Во-первых, мы специально запрашивали позиции экспертов, причем по целому ряду отраслей. Расчеты показывают, что даже если полностью забрать у руководителей всю их зарплату, это не позволит существенно увеличить уровень средней зарплаты остальных работников – последних просто существенно больше, - комментирует Аркадий Замосковный. - Во-вторых, следует помнить о том, что на рынке труда существует отдельный сектор высших руководителей, в рамках которого идет активная конкуренция за высокопрофессиональный менеджмент. Вряд ли кто-то из потребителей согласится с тем, чтобы к руководству инфраструктурных компаний пришли неэффективные менеджеры – по-моему, уже давно не звучит тезис о том, что любая кухарка может управлять государством. В-третьих, и это уже позиция представителей нашего профильного Министерства, конкретно в электроэнергетике разрыв в доходах наиболее и наименее оплачиваемых категорий не столь критичен – по сравнению с организациями целого ряда других видов экономической деятельности.
Вероятно, по сравнению с другими монополиями, в электроэнергетике разница самых высокооплачиваемых и самых низкооплачиваемых работников меньше, хотя «Электропрофсоюз» говорит, что доходы менеджеров в сотни раз превышают зарплаты основной части работающих. Плюс ко всему, отрасль считается, наверное, самой скандальной по количеству и суммам «золотых парашютов» - компенсаций руководителям компаний за досрочное прекращение трудовых отношений. Поэтому «Солидарность» поинтересовалась у генерального директора Объединения РаЭл, как сейчас обстоят дела с этими компенсациями.
- Этот инструмент наиболее активно использовался на завершающем этапе деятельности РАО «ЕЭС России», когда было необходимо обеспечить устойчивую деятельность компаний при их переходе к новым собственникам. То есть было необходимо дополнительно мотивировать топ-менеджеров на скорейшее и успешное завершение процесса смены собственника компании, при условии, что каждый директор понимал: скорее всего, новый собственник очень быстро поставит во главе компании новых управленцев, - поясняет Аркадий Замосковный. - В постреформенной энергетике эта проблема не стоит уже так остро. В 2012-2013 годах были случаи, когда руководитель при увольнении получал минимальную компенсацию, предусмотренную Трудовым кодексом или не получал ее вовсе.
По его мнению, с учетом принятых в 2013 году решений о законодательном ограничении верхнего предела компенсационных выплат при увольнении руководителей госкомпаний (в настоящее время законопроект готовится ко второму чтению) проблема разрешится окончательно.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно