По заданию вышестоящих профорганов рассмотрели на заседании президиума вопрос “О целесообразности организации общероссийской акции профсоюза”. Соответственно, проверили ситуацию с социально-экономическим положением работников на предприятиях по итогам первого полугодия. Ужаснулись! Практически повсеместно заработная плата снизилась. Мы (наши отрасли) и так не отличались среди других высокими показателями, но в этом первом полугодии стало еще хуже. На нижнетагильских пассажирских предприятиях получают от 17 до 19 тыс. рублей, в Богдановиче - 20 тыс. рублей, в Екатеринбурге чуть выше, от 23 до 25 тыс., притом что средняя по городу - больше 40!
Есть и такие организации, где зарплата просто опустились “ниже плинтуса”, как говорится. В ревдинской “Автоколонне”, например, - 12 745 рублей! (В прошлом году - 14 872, пишу до рубля, чтоб прочувствовали, то есть почти на две тысячи ниже!) Для кондуктора, который вырабатывает норму часов, просыпается в четыре утра и раньше (на смене надо быть в пять), который не имеет возможности собрать и проводить своих детей в садик или школу, - получить за месяц зарплату 10 400!.. Это даже сложно назвать заработной платой, это даже ниже прожиточного минимума (в Свердловской области 10 638 рублей на 3-й квартал 2016 года). А ведь эти люди работают в сфере социально значимых услуг…
Посмотрели и как выполняются наши отраслевые тарифные соглашения. Лишь в трех организациях минимальная тарифная ставка соответствует установленной в соглашении. На многих предприятиях она все еще на уровне 2014 года - 5554 рубля. Вроде бы самый главный документ социального партнерства, компромисс по оплате труда между работодателями и работниками в лице профсоюза… “Уговор дороже денег!”
А что происходит на самом деле? Те организации, которые уже столкнулись с коллективными трудовыми спорами по доведению минимальной тарифной ставки до уровня, закрепленного в ОТС, отслеживают публикацию соответствующего обращения и направляют министру Топилину мотивированный отказ от присоединения к соглашению. А дальше министр информирует ЦК профсоюза о поступивших отказах, и на этом все! Дело добровольное. “Не хотим и не присоединяемся!” И никаких методов воздействия на таких “нерадивых” нет! А вот с теми, кто молчаливо присоединился, еще интересней: минимальная тарифная ставка рабочего 1-го разряда устанавливается как в соглашении, даже индексируется. Но уже тарифная сетка в том же соглашении - рекомендованная, поэтому работодатель устанавливает при каждой индексации такие коэффициенты к разрядам (буквально 4 - 5 знаков после запятой!), что зарплата увеличивается только у низкооплачиваемых категорий работников (например, уборщиков производственных помещений), а у остальных она остается на прежнем уровне.
Поэтому говорить о повышении зарплаты через механизм социального партнерства не приходится, пока это не везде действует. Действует только в тех организациях, где работодатели и так социально направленные, устанавливают адекватные зарплаты в соответствии с уровнем цен на товары и услуги.
Непонятен еще порядок присоединения к региональным отраслевым соглашениям. Возможно, в других регионах - это действенный нормативно-правовой акт. Но мы в свое время подписали соглашение с отраслевым министром в области и с президентом Союза работодателей, смело направили обращение о присоединении к соглашению для публикации в областную газету - отказали. Обратились в Департамент по труду и занятости населения Свердловской области - отказали. Дословно: “Нормативно-правовыми актами Свердловской области не предусмотрено опубликование на официальном сайте Департамента текстов региональных отраслевых соглашений и обращений к работодателям с предложениями присоединиться к соглашению”. Конечно, в самом соглашении указано, что порядок опубликования “определяется сторонами социального партнерства”.
Честно говоря, сторона работодателей и подписывает этот документ потому, что не считает его обязательным для исполнения, воспринимает как рекомендацию. Получается, что на работодателей, которые ведут свою деятельность в области и не входят в состав Союза, региональное соглашение не распространяется никак, потому что мы не опубликовали предложение о присоединении и они не поручали Союзу представлять их интересы при заключении отраслевого соглашения. А в самом Союзе работодателей в принципе не считают необходимым выполнять отраслевое соглашение. И даже если порядок присоединения к нему будет прописан в областном трехстороннем соглашении (между правительством области, федерацией профсоюза, региональным объединением работодателей), то ни один суд не встанет на сторону работников, потому что объединение работодателей не представляет больше половины предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в регионе.