Как повысить социальную защищенность работников, пострадавших в ДТП при исполнении трудовых обязанностей? И можно ли считать статистику “транспортных” несчастных случаев на производстве - объективной? Эти вопросы разбирает шеф-редактор журнала “Охрана труда и социальное страхование” Александр Тудос.
Окончание. Начало в № 22, 2018
Количество несчастных случаев с работниками при ДТП на автотранспорте традиционно самое большое. Но приведенный расклад применим и к другим видам транспорта, где, к сожалению, также имеют место транспортные происшествия. Это поневоле ставит под сомнение объективность существующей статистики гибели и травмирования работников от инцидентов на транспорте.
Автор этих строк не намерен кого-то обвинять в лукавстве статистики. Его задача обратить внимание читателей на проблему, которая создает предпосылки для социальной незащищенности большой армии работников, ставших при исполнении трудовых обязанностей жертвами ДТП.
Решать эту сложную межведомственную задачу можно по-разному, выбирая адекватные ей механизмы решения. Первый - это совершенствование производства и технологий, повышение культуры безопасности, безусловное выполнение работодателями и работниками требований, установленных государственными нормативными документами по охране труда и безопасности движения. Прямо отметим: это трудный и финансово затратный путь. Причем он нуждается в совершенствовании законодательства и подзаконной нормативной базы в данной сфере деятельности.
Есть еще и другой, очень заманчивый путь, основа которого - использование лукавой статистики. Это наиболее легкий, простой путь, не требующий финансовых затрат. Он позволяет показать положительные результаты только за счет простого исключения большого количества ДТП и пострадавших в них работников из категории несчастных случаев, происшедших в период исполнения трудовых обязанностей.
Последний подход очень привлекателен для недобросовестных работодателей. От него сложно отказаться и представителям органов госнадзора и федеральных органов исполнительной власти, имеющих отношение к охране труда, к формированию государственной политики в этой сфере. Ведь именно красивой статистикой и рапортами о снижении травматизма можно, образно говоря, закрыть все проблемы и нерешенные вопросы.
Для того чтобы система учета и расследования несчастных случаев работала без сбоев, необходима, подчеркнем еще раз, четкая законодательная и подзаконная нормативная база. Она в настоящее время есть, но требует серьезного совершенствования, в том числе на межведомственном уровне.
В этой связи имеет смысл обратить внимание на отдельные документы, имеющие отношение к сути затронутого вопроса.
В целях исполнения поручения аппарата правительства РФ от 10.04.2017 № П12-18718 Минтруд разработал проект ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)”.
Согласно плану законопроектной деятельности правительства (утв. распоряжением правительства РФ от 23.12.2017 № 2925-р), этот законопроект к августу текущего года должен быть представлен в правительство, а оттуда, если будет одобрен, в Госдуму.
Анализ содержания законопроекта показывает, что он, как и существующий ТК РФ, не дает ответа на простой, но принципиальный вопрос: какой федеральный орган исполнительной власти ведет статистическое наблюдение (учет) несчастных случаев на производстве и несет ответственность за объективность этого учета?
По сложившейся практике учет несчастных случаев на производстве в настоящее время ведут три федеральные структуры: Росстат - по отдельным отраслям экономики, Роструд - по смертельным и тяжелым несчастным случаям, ФСС России - по несчастным случаям, признанным страховыми. Вот только показатели этих структур существенно различаются, в том числе по смертельным, тяжелым и групповым несчастным случаям.
Как ни удивительно, но Минтруд, который в соответствии с Положением об этом федеральном органе исполнительной власти (утв. постановлением правительства РФ от 19.06.2012 № 610) осуществляет государственную политику и нормативное регулирование в сфере условий и охраны труда, этим направлением деятельности не занимается.
На двух, а тем более на трех стульях сидеть сложно. Также сложно на базе данных трех разных статистических наблюдений правильно и объективно формировать государственную политику и нормативное регулирование в сфере условий и охраны труда.
Следует признать, что законопроект не внес поправок и в ст. 229 ТК РФ, которая расследование несчастных случаев, связанных с аварией или катастрофой транспортного средства, отдает на откуп работодателю.
Все это ставит на повестку дня вопрос о необходимости формирования четкой законодательной базы по учету и расследованию несчастных случаев на производстве. Ясность необходима применительно не только к ДТП, но и к другим направлениям трудовой деятельности, где работники гибнут в период исполнения трудовых обязанностей. Это может быть связано с пожарами, с ЧС природного и техногенного характера. Гибель или травмирование работников могут быть следствием криминальных действий третьих лиц, терактов; бывают случаи безвестной пропажи работников и т.д.
Чтобы сформировать такую законодательную базу, необходимо желание исполнительной и законодательной власти, в первую очередь Минтруда России, который, образно говоря, является законодателем моды в этой сфере.
Касаясь затронутой темы, нельзя обойти стороной постановление правительства РФ от 30.03.2018 № 363. В соответствии с ним госпрограмма РФ “Содействие занятости населения” дополнена подпрограммой “Безопасный труд”, касающейся охраны труда и рассчитанной на 2018 - 2020 годы. На реализацию подпрограммы “Безопасный труд” выделены средства из федерального бюджета - более 68 млн рублей на каждый год, что обещает положительный результат.
Подпрограмма предусматривает, что в расчете на 1000 работающих численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом - должна ежегодно снижаться. При этом снижение должно быть достигнуто по показателям Росстата, который имеет косвенное отношение к охране труда. Его данные по травматизму и сейчас самые низкие, если сравнивать их с показателями Роструда и ФСС.
Фактически на правительственном уровне заданы контрольные цифры количества несчастных случаев на производстве на ближайшие годы. Это поневоле заставит чиновников найти способ “выполнить” поставленную задачу. И тут без ухищрений и лукавства в статистике не обойтись.
Сейчас на многих площадках Минтруд с участием должностных лиц обсуждает и рекламирует идею достижения “нулевого травматизма”. Как цель, к которой необходимо стремиться, - это, безусловно, хорошо. Но в очередной раз возникает вопрос: за счет чего она будет достигнута?
За счет действительного улучшения условий и охраны труда работников и кардинального изменения отношения работодателей к этому направлению деятельности?
Или за счет лукавства статистики при отсутствии конкретного федерального органа исполнительной власти, ответственного за соответствие этой статистики реальности?
Анализ, представленный автором, не претендует на абсолютную правоту и истину в последней инстанции. Но проблема с качественным учетом несчастных случаев реально есть, и на нее не следует закрывать глаза. Ее необходимо решать на законодательном и подзаконном уровне. Для этого необходимо совершенствовать законодательство, а на подзаконном уровне использовать возможности постановления правительства РФ от 19.01.2005 № 30, которое утвердило Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.
Хорошим подспорьем в этом вопросе может быть межведомственное взаимодействие по обмену информацией на основе IT-технологий и имеющихся баз данных.
Нужна, как модно сейчас говорить, политическая воля сделать статистику по травматизму объективной и открытой.