Регулярно сталкиваться с типовыми вопросами приходится не только представителям ФНПР, но и руководителям отраслевых профсоюзов. “Солидарность” попросила председателей рассказать о наиболее частых вопросах (и ответах на них) на встречах с рабочими.
На фото: председатель ГМПР Алексей Безымянных (справа) на VIII съезде профсоюза, 26 января 2017 года. Фото из архива "Солидарности"
См. также: Спецхран - "Самые частые вопросы профактивистов секретарю ФНПР".
Андрей Чекменев, председатель Российского профсоюза работников промышленности:
- Вопросов всегда очень много, выделить из них несколько стандартных на отраслевом уровне практически невозможно. Можно только смотреть, что актуально сегодня. Для нас это, естественно, вопросы по объединению в Роспрофпром, все связанные с этим изменения и издержки. Практически весь прошлый год ездили по регионам, разъясняли особенности процесса.
Сейчас много вопросов связано с присвоением звания ветерана труда. Люди готовят документы, рассчитывают на льготы, а тут закон пересматривают, оснований для присвоения звания становится меньше, а сам процесс получения “ветерана” - тяжелее. Такая подножка от государства. На встречах люди говорят: “Президент не знает, напишите ему письмо от профсоюза”. Мы пишем, а в ответ одни отписки…
А из традиционных вещей на профсоюзные темы - фаворит, конечно, “колдоговор только для членов профсоюза”. От этого уже просто отмахиваешься. Столько раз заводили разговор, что говорить не хочется.
Есть интересный вариант, когда встречаешься с людьми из непрофсоюзной среды. Сразу слышишь вопрос: “Профсоюз? А путевки где?” Почему-то в сознании человека профсоюз и бесплатные путевки связаны крепко-накрепко. Начинаешь объяснять, что профсоюз - он про защиту прав, повышение зарплаты, колдоговор. Вроде и головой человек кивает, но видно: про путевки не забыл.
Светлана Цыганова, председатель профсоюза работников культуры РФ:
- Профсоюз у нас неоднородный. Соответственно, и вопросы в каждом коллективе разные, в зависимости от его особенностей.
В последнее время на уровне муниципальных учреждений культуры первая и самая важная тема - несоответствие реальной зарплаты работников тем статистическим данным, которые приводят Росстат и местные власти.
В школах искусств - другая проблема, о которой постоянно спрашивают люди. Там преподаватели лишились досрочных пенсий.
Своя проблематика и в театрах: творческие работники страдают от того, что Трудовой кодекс в должной степени не регулирует их работу. Например, руководители фактически перешли на контрактную систему, то есть, по сути, заключают срочные трудовые договоры с работниками, а значит, могут избавиться от неугодного в любой момент.
Что здесь ответишь? Рассказываем, что делаем по каждой проблеме, куда пишем, что нам отвечают. В целом же многие проблемы отрасли связаны с тем, что в стране отсутствует нормальный, действующий федеральный закон о культуре. Хороший, согласованный с нами проект этого закона давно подготовлен Минкультом. В нем учтены все особенности, все виды деятельности. Но у комитета по культуре Госдумы РФ свое видение на этот счет.
Алексей Безымянных, председатель Горно-металлургического профсоюза России:
- Когда я провожу встречи с профактивом, вопросов всегда масса, и они очень разные. Вне всякого сомнения, сейчас одно из самых болезненных в нашей отрасли - это пенсии и спецоценка условий труда. Относительно профсоюзных тем - люди часто интересуются и обучением резерва, и обучением в целом, так как не у всех есть возможность добраться до необходимых семинаров.
Встречаются и разные курьезные вопросы, но если это переходит в область шуток - отвечать стараемся уже после встречи, в личной беседе. Чтобы было меньше вопросов, особенно стандартных и курьезных, нужно работать, работать и работать. Учить, учить и учить. Тогда спрашивать будут о более существенных вещах. Не ради праздного любопытства, а чтобы проблемы решать.
Александр Ситнов, председатель профсоюза работников химических отраслей промышленности РФ:
- Нет такого вопроса, который был бы актуален каждый год. Да и регион от региона, предприятие от предприятия - списки задаваемых вопросов существенно различаются. Люди интересуются именно тем, что актуально для них сегодня. В момент кризиса - это сохранение рабочих мест. В более спокойные времена - темпы роста зарплаты. Сейчас слышно одно: “Нас обманули с “ветераном труда”!” Действительно, в Минпромторге создан механизм, по которому работники практически не могут получить заслуженную награду.
Но это сегодня. А завтра будут другие проблемы. Вопросы типа “почему коллективный договор не распространяется только на членов профсоюза” у нас уже не задают. У нас получилось донести до людей, что это неправильная концепция, которая может существенно навредить и профсоюзам, и работникам. То же касается и других подобных вопросов. Обучение помогает.
Денис Журавлев, председатель профсоюза работников лесных отраслей РФ:
- Не могу сказать, что все задают единый комплекс вопросов. На встречах с работниками конкретной организации людей чаще всего интересует проблематика, касающаяся их предприятия. Поэтому вопросы могут быть самые разные. В лесном хозяйстве - это прежде всего уровень заработка. Много вопросов, связанных со статусом работника. Например, в том же лесном хозяйстве одни сотрудники относятся к госслужащим и имеют соответствующие льготы, а другие такого статуса лишены. Вроде и работают вместе, а правила для каждого свои.
Если касаться каких-то более или менее общих вещей, то из последнего - это спецоценка условий труда и ее результаты. По окончании последней кампании по отраслевым соглашениям было много вопросов относительно новшеств, которые появились в ОТС. Мне, как председателю, отвечать приходится за все. Разъясняю профсоюзную позицию, позицию отраслевого ведомства. Если вопросы касаются ситуации на производстве, стараемся разобраться в деталях.
Из вопросов по общепрофсоюзной деятельности можно выделить разве что “золотой стандарт”: “Когда коллективный договор будет распространяться только на членов профсоюза?” Буквально отбиваемся от этого, рассказываем об опасностях и подводных камнях такого подхода.
Владимир Ломакин, председатель профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства РФ:
- Вообще, рабочие должны были бы на встречах с председателем отраслевого профсоюза говорить о зарплате, о своих насущных проблемах и профсоюзной жизни. Но у нас немного по-другому. Вопросы задают в основном связанные с судьбой транспортной отрасли в целом и конкретных предприятий в частности. То есть люди озабочены не столько своим карманом, сколько выживанием общественного транспорта в России. Когда предприятие избавится от долгов? Почему власть отказывается оплачивать выполненные перевозки? Вот в таком ключе. Полагаю, это отголосок того отношения к своему делу, идущий с советских времен. Работники наших предприятий - люди старой закалки. И именно такой дух там сегодня присутствует.
Мы, естественно, стараемся убедить власть сохранить предприятия общественного транспорта. А работникам разъясняем, что, заботясь об общественном, и о себе забывать не стоит.
А вот вопросов, касающихся чисто профсоюзной жизни, немного. И это плохо. Значит, люди просто недопонимают саму суть профдвижения, не хотят в нее углубляться.
Николай Водянов, председатель профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ:
- В нашей сфере первое, что сейчас интересует работников, - это повышение зарплаты. Отвечаем, какой мониторинг провели, что куда написали, какие получили ответы. Есть конкретные сферы, в частности заработки пожарных, где и ответы получаются более конкретные, где можно рассказать о реальных действиях, представить результаты борьбы.
Второй вопрос - насколько профсоюз может защитить права выборных профсоюзных работников. Поскольку законодательство изменилось таким образом, что даже председатель первичной профсоюзной организации в госучреждениях вынужден избираться только по согласованию со своим непосредственным руководителем. В таких условиях мы живем после того, как профсоюзы приравняли к некоммерческим организациям, и это, конечно, нанесло серьезный урон авторитету наших организаций. Да такой, что некоторые участники выборных органов предпочли покинуть свои должности. Люди даже не то что вопросы задают. Люди уходят. На это и ответить-то нечего - законодательство править надо.
Ну и третий вопрос - всегда в отдельных организациях находятся какие-то конфликтные темы. От этого никуда не денешься, здесь решаем вопросы по сути конфликтов.