Центральная профсоюзная газета16+
Троянский конь для Суоми

Почему финские профсоюзы против системы безусловного базового дохода

Идея обеспечивать всех граждан суммой, достаточной для проживания, кажется панацеей от социальной несправедливости и бедности. Или стимулом к тунеядству? Мир активно обсуждает и примеряет идею безусловного базового дохода. Сейчас заинтересованные взгляды обращены к северной стране, где проводится эксперимент по частичному базовому обеспечению граждан. Делегация ФНПР (на фото) поехала в Финляндию, чтобы увидеть все собственными глазами. Побывала там и корреспондент “Солидарности”.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ

В аскетичное массивное здание из красного кирпича так просто с улицы не зайти - кованые двери, турникеты, электронные ключи для переходов по учреждению. Внутри - скупой на детали модерн интерьера и совершенная тишина и безлюдье. При том, что в правительственном учреждении социального страхования - Kela - работают шесть тысяч сотрудников.

Kela, изначально основанная для выплаты пенсий гражданам Финляндии, сегодня администрирует несколько десятков различных социальных пособий. Kela является автором и творцом эксперимента по базовому обеспечению.

Федерацию независимых профсоюзов России представляли зампред ФНПР Евгений Макаров, заместитель руководителя департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Елена Косаковская и руководитель департамента социального развития Константин Добромыслов. Встретил делегатов научный сотрудник Kela, член исследовательской группы по проведению эксперимента Миска Симанайнен.

Идея безусловного базового дохода давно обсуждается в Финляндии. Различные политические партии выдвигают свои схемы и варианты. Нынешнее правительство, сформированное весной 2015 года, перешло от слов к делу и поспешило реализовать популярную идею - в виде эксперимента.

МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

"Утопия безусловного дохода", "Солидарность" № 43, 2017

В 2016 году правительство заказало институту Kela изучить экономические модели, и на основании отчета приняло решение: в течение двух лет, с 2017 по 2019 год, выплачивать двум тысячам граждан (между прочим, Kela рекомендовала более многочисленную группу), ежемесячную сумму в размере 560 евро.

Эти две тысячи человек (0,04% населения Финляндии), говоря языком социологической науки, не репрезентативная группа. То есть между ними ничего общего, кроме того, что в конце 2016 года все они стали получателями пособия по безработице. Профессия, пол, квалификация - не учитывались. Возраст - в расплывчатом диапазоне от 25 до 58 лет.

Избранные не вправе отказаться от участия в опыте, однако экспериментаторы позаботились о том, чтобы не мешать им. За этими гражданами никто не наблюдает, да и сами они ни о чем не отчитываются. Этой деликатностью объясняется и невозможность для делегации ФНПР пообщаться с участниками эксперимента.

“Мониторить” испытуемых будут на основании регистрационных данных органов власти. Из этих официальных источников станут известны все изменения в трудовом статусе граждан. Поскольку машина государственной статистики неповоротлива даже в Финляндии, окончательные результаты появятся лишь через год после окончания эксперимента. То есть в 2020 году.

Но в апреле 2019-го грядут очередные парламентские выборы, и правительство захочет доказать свою состоятельность, в том числе и проведенным социальным экспериментом. Значит, в начале следующего года, скорее всего, будут опубликованы первичные итоги, - прогнозирует наш собеседник. Прежде всего они покажут, будет ли эффект на рынке занятости. Стимулировать безработных к более активному поиску работы - одна из основных целей эксперимента.

Его стоимость - 20 млн евро. Источник финансирования - государственный бюджет. Если бы выплаты решили распространить на всех граждан - это сделали бы не за счет бюджета, а путем изменений в налогообложении, - отмечает Симанайнен.

- При каких результатах эксперимент будет считаться удачным и достойным распространения на всю страну?

- Это чисто политический вопрос, - разводит руками сотрудник Kela. - Правительство публично не взяло на себя никаких обязательств по результатам эксперимента. Сначала будут итоги, и только потом - обсуждение возможности распространить опыт.

НЕ ЖИТЬ, А ПООЩРЯТЬ

Понятия прожиточного минимума в Финляндии нет. Научный сотрудник на вопрос российской стороны о минимуме пытается подсчитать сам:

- Это свыше 10 тысяч евро в год. Около 800 евро в месяц. Но цифру надо уточнить. Она не устанавливается, а просчитывается по оценке государственного статистического органа.

Минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне, тоже не существует. Зарплатный минимум определяется для разных отраслей отдельно - тарифными соглашениями. По словам одного из финских профлидеров Анники Ронни-Саллинен, самая маленькая зарплата - около 10 евро в час.

560 евро в месяц - величина минимального пособия по безработице, которое выплачивает Kela. Легко посчитать, что это - мизерная по финским меркам выплата. Она меньше и примерного прожиточного минимума, и в несколько раз ниже минимальной зарплаты.

Участникам эксперимента перестали платить одни 560 евро, зато платят другие 560 евро. С этой точки зрения никакого обогащения не происходит. Однако эта выплата останется с человеком, даже если он найдет себе работу или другой источник прибыли. Например, начав свое дело.

- Сегодня многие боятся этого: учреждение компании приводит к прекращению выплаты пособия по безработице, даже если фирма не приносит дохода. С безусловной выплатой этого можно не опасаться, - говорит Миска Симанайнен. - А еще работник активнее соглашался бы на срочные трудовые контракты…

- Можно ли сказать, что эта система будет поощрять гибкие формы занятости (частичная, временная, надомная и т.д.)? - поинтересовались делегаты.

- Да, именно в этом заключается идея, - подтверждает Симанайнен.

А ПРОФСОЮЗЫ - ПРОТИВ

Нетипичные формы занятости - вовсе не то, чего хотят финские профсоюзы для своих членов. В эксперименте они видят не столько стимул к трудоустройству, сколько угрозу перехода на рабочие места с низкой зарплатой. Нововведение, сулящее благо, может оказаться коварным троянским конем.

К правительству много вопросов. О них рассказали в Центральном объединении профсоюзов Финляндии (SAK).

Для начала советник по международным делам Пиа Бьоркбака познакомила российских коллег со структурой и деятельностью SAK. Это - один из трех основных профцентров в стране. Он объединяет почти миллион работников - примерно столько же, сколько два другие профцентра вместе взятые. SAK привык, чтобы с ним считались социальные партнеры, но вот сейчас, по словам финских профлидеров, в партнерских отношениях творится неладное.

- Развитие системы социального обеспечения всегда велось с участием трех сторон: работодателей, профсоюзов и правительства. Однако сегодняшнее правительство действует иначе. Оно определило, какое социальное обеспечение у нас должно быть, без учета нашего мнения. SAK никаким образом не участвовал в подготовке эксперимента, - говорит Пирьо Вяйнянен, руководитель отдела социальных дел и занятости.

У финских профсоюзов складывается впечатление, что и сегодняшний эксперимент, и политика правительства в целом направлены на ущемление прав трудящихся и профсоюзов. Почему? Чтобы разобраться, надо посмотреть на существующую систему социальной защиты безработных в Финляндии. В упрощенном виде она выглядит так.

Есть два вида пособия для безработных. Одно выплачивается учреждением Kela из федерального бюджета всем гражданам, потерявшим работу, бессрочно. То есть пока они ее не найдут или не выйдут на пенсию. Это пособие имеет фиксированный размер - 560 евро на руки после вычета налога. Именно та сумма, которая и легла в основу базового дохода в рамках эксперимента.

Другое пособие доступно только тем, кто состоит в профсоюзе. Вступая в него, работники перечисляют членские взносы (в среднем 1,5% от зарплаты), которые идут на профсоюзную деятельность, а кроме того - в кассу страхования от потери работы. Из этого фонда безработным членам профсоюза выплачивается пособие в размере 45% от заработка с последнего места работы.

То есть человек, не состоящий в профсоюзе, в случае потери работы получает поддержку только от государства, а член профсоюза - еще и дополнительную выплату из страховой кассы. О мощи этой мотивации можно судить по охвату финнов профсоюзным членством - одному из самых высоких в мире. В профобъединениях состоят около 70% финских работников.

Начисление страховых выплат из профсоюзного фонда безработицы происходит в соответствии с федеральным законом Финляндии. То есть деньги - профсоюзные, а регуляция - государственная.

Сюда, как считает SAK, и направлен основной удар правительственных экспериментов. Причем атака уже началась.

ОДНОЙ РУКОЙ ДАЮТ, ДРУГОЙ ОТБИРАЮТ

По данным финских профсоюзов, в стране сейчас 300 тысяч безработных. В то время как всего двум тысячам из них облегчили жизнь, остальным ее усложнили. Дело в том, что правительство с нового года ввело новые правила, ужесточающие получение пособий по безработице из страховой профсоюзной кассы. Появились дополнительные условия, санкции за неисполнение которых - уменьшение или вовсе отмена пособий. Длительность выплат снизилась от 500 дней до 400 и даже 300 при некоторых условиях. Без обсуждения с профсоюзами правительство меняет правила игры - в ущерб работникам.

К тому же время от времени поднимается вопрос: а не передать ли вообще все функции социального обеспечения государству - в управление Kela? Понятно, что отобрать у профсоюзов страховую кассу - значит лишить людей мотивации, а сами профсоюзы - авторитета. Правительство же с удовольствием обойдется без сильных профсоюзов, уверены в SAK.

- Сегодня проступки правительства настолько серьезны для участи простого работника, что многие стали задумываться, как вести себя на предстоящих выборах. Есть вероятность, что другие политические партии, которые защищают интересы простых работников, могут получить поддержку, - отмечает Вяйнянен.

2 февраля SAK провел массовую акцию протеста против реформы, затрудняющей получение страховых выплат по безработице. По стране прокатились забастовки, а в столице тысячи людей вышли на улицу. Отменить непопулярный закон потребовали более 140 тысяч финнов - столько подписей было собрано под гражданской инициативой. Между тем достаточно 50 тысяч голосов, чтобы внести инициативу на рассмотрение парламента.

Автор материала:
Ирина Середкина
E-mail: seredkina@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности