Рынок труда в России постепенно сам перейдет к четырехдневной рабочей неделе, но этот процесс не должен навязываться регулятивно и подойдет не для всех профессий. Такое мнение главы комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова приводит ТАСС. Чиновник также подчеркнул: нельзя допустить, чтобы сокращение рабочей недели привело к снижению дохода граждан или негативным последствиям для предприятий.
После пандемии часть работодателей продолжили использовать удаленную и смешанную формы занятости и некоторые уже заменили пятидневную рабочую неделю четырехдневной, а то и трехдневной, напомнил Нилов. При этом, поскольку работодатели перераспределили ресурсы и самоорганизовались, производительность труда у них не снижается, а доходы растут. Также в плюсах: надо арендовать меньше площадей, оборудовать меньше рабочих мест, а работнику - тратить меньше времени на проезд.
Переход к четырехдневной неделе логичен, но произойдет «не сегодня, не завтра и не послезавтра», и не во всех сферах, поскольку есть формы занятости, при которых работа оплачивается сдельно, есть службы, которые работают в непрерывном режиме. «Не будет врач удаленно делать операцию», - справедливо заметил Нилов. Поэтому постепенное сокращение рабочей недели коснется не всех сфер и не всех должностей. Но постепенно те, кто смогут работать меньше, а отдыхать больше, при этом не снижать производительность труда и не терять свой заработок, сумеют на взаимовыгодных условиях выстроить свои социально-трудовые отношения с работодателем в новом формате.
Тема «четырехдневки» стала активно обсуждаться в 2019 году после выступления Дмитрия Медведева, занимавшего пост премьер-министра, на Международной конференции труда в Женеве. Тогда глава кабмина заявил, что не исключает в перспективе перехода мировой экономики к четырехдневной рабочей неделе.
Ранее «Солидарность» делилась итогами исследования, проведенного сотрудники Бостонского колледжа в Массачусетсе. Они изучали, как сокращение рабочей недели влияет на самочувствие и продуктивность работников. Оказалось, что при том же объеме работы, распределенном на четыре, а не на пять дней, сотрудники чувствуют себя счастливее, трудятся продуктивнее и реже страдают от выгорания. 90% из них сохранили такой график по окончании шестимесячного эксперимента.