Разрешить регионам снижать налог для самозанятых граждан до 1% – с таким предложением к Федеральной налоговой службе обратились эксперты Торгово-промышленной палаты. Однако в ФНС такая инициатива понимания не нашла. Глава ведомства Даниил Егоров сообщил, что введенный для самозанятых налоговый режим и так самый льготный.
– Когда мы создавали этот режим, то представляли себе, что ниже [ставка] быть уже не может, – подчеркнул глава ФНС, выступая на Всероссийском налоговом форуме. По его словам, существующий налоговый режим для самозанятых является «скорее социальным проектом», который позволяет без лишних трудностей работать в легальном поле.
При этом, как отметил Егоров, если в разных регионах и сферах деятельности будут разные ставки налога, его будет сложнее администрировать. Сейчас алгоритм приложения для самозанятых самостоятельно рассчитывает налог. Он уплачивается не по месту регистрации, а по месту получения дохода.
– Если ставка нейтральна, налоговой все равно, где зарегистрирован самозанятый, – цитирует заявление главы ФНС инфопортал РБК.
Ранее, в ходе встречи с президентом Владимиром Путиным, глава ФНС рассказал, что число граждан, регистрирующихся в качестве самозанятых, растет на 5 тыс. в сутки. Егоров подчеркнул, что с одной стороны, такой налоговый режим позволяет гражданам легализоваться на рынке труда. С другой – нужно усилить контроль за тем, чтобы в самозанятые не вытесняли из нормальных трудовых отношений.
Как отметил секретарь ФНПР Олег Соколов, в профцентре отмечают значительное число случаев, когда в самозанятые переводят работников, трудившихся ранее по трудовому договору. По оценке ФНПР, порядка 400 тысяч тех, кто зарегистрирован в качестве самозанятых, перешли в него из нормальных трудовых отношений. В этой ситуации люди теряют не только гарантии защиты их прав, но и социальное обеспечение, в том числе пенсионное.
– Хорошо, что в руководстве ФНС понимают, что это является существенной проблемой. Профсоюзы давно обращают на это внимание властей и настаивают на изменении законодательства таким образом, чтобы оно защищало права и интересы самозанятых, а также сделало невозможным перевод из нормальных трудовых отношений в самозанятость, – пояснил Соколов.