После бурной реакции общества на росстатовский рекорд последних лет - экономический рост в 2018 году на 2,3% - Минэкономразвития вдруг попыталось объясниться. А как иначе? Рост экономики объявили? Объявили! А где рост доходов населения? Вот и премьер-министр Медведев на сочинском форуме заговорил о перекосах: не видят граждане улучшений при положительной динамике у Росстата, - и начал развивать тему борьбы с бедностью как магистральную.
Продолжение темы. Начало в №№ 5, 7, 2019
Минэкономразвития (и об этом в прошлый раз уже говорилось) высказало соображения, что рост был разовый и в основном связан с увеличением добычи нефти и газа. А в 2019 году, мол, все со статистикой будет нормально: ВВП если и станет расти, то неспешно - на 1,3%. Да, по таким прогнозам наша экономика не только в пятерку не войдет - в десятке может не остаться.
Далее, стараясь быть объективным, в докладе “Картина экономики” ведомство разоткровенничалось: за прошлый год обязательные платежи населения выросли на 14,8% (без учета выплат процентов по кредитам)! А мы-то думали-гадали: чего это реальные доходы падают и падают - при красивой-то картинке инфляции?.. Но и это еще не все его откровения: оказывается, доходы у бедных росли, а у обеспеченных - снижались. Как так? А вот как. МРОТ повысили? Повысили. Выплаты семьям с детьми увеличили? Увеличили. Бюджетникам зарплаты повышали? Повышали. Вот все они и стали богаче. А общая отрицательная динамика реальных доходов возникла из-за их падения у групп населения с доходами выше среднего. То есть, по мнению министерства, богатые стали беднее, а бедные - богаче.
Но не только Минэкономразвития объяснялось по поводу внезапно возникшего роста. Аналитики ЦБ тоже сочли неприличным остаться в стороне. На прошлой неделе в обзоре “О чем говорят тренды” и банковские эксперты усомнились в росте на 2,3%. По версии ЦБ, столь щедрые цифры появились из-за некорректного отражения данных. То есть, как у нас иногда случается опять, хотя быть не должно никогда, кто-то зловредный взял и какие-то длительные, крупные инвестиционные проекты, завершенные в прошлом году, целиком записал в актив 2018 года. Что и привело к всплеску роста в строительной отрасли.
А чтобы граждане успокоились, эксперты ЦБ пришли к выводу: Росстат в результате дальнейших пересмотров рост ВВП за 2016 - 2017-й повысит, а за 2018-й - снизит. И будет всем счастье.
Пока все спорили - был рост, не было, - Минфин слушает да ест. Он же наше всё. В его епархии тишь и благодать...
По предварительной оценке этого “нашего всего”, федеральный бюджет в январе был исполнен с профицитом 283 млрд руб. (3,7% ВВП). А на покупку валюты Минфин потратил 203 млрд. И, довольный, сообщил, что в его бюджетном меню произошла смена блюд: рост ненефтегазовых доходов в результате увеличения НДС на 2 п.п. составил… 25%!
Ну, хоть кому-то приятно. Ясно - не нам, не гражданам, оплатившим из своего кармана чье-то улучшенное питание.
Вот только промышленный рост в январе замедлился до 1,1%, и это, по оценкам экспертов, наиболее слабый показатель за 13 месяцев. И обрабатывающая промышленность перешла в состояние спада - в январе снижение составило 1% год к году. А чего еще было ожидать, когда сражающуюся на всех фронтах промышленность со всей налоговой удалью НДС шарахнули акцизами по голове? Слава богу, жива и еще трепыхается.
А каким видят экономическое и бюджетное будущее России иностранные экспертные агентства?
Говорят, что бюджет и в 2019-м, и в 2020-м будет с профицитом: 1,8 и 1,4% ВВП соответственно. Цена на нефть марки Brent прогнозируется на уровне 65 (2019) и 62,5 (2020) доллара. Доходы бюджета продолжат изменяться в пользу ненефтегазовых поступлений. Профицит счета текущих операций (товары и услуги, доходы, трансферты) составит 4,7% ВВП (2019) и 2,8% ВВП (2020). То есть пробовать будем больше, чем покупать.
По западным прогнозам, золотовалютные резервы в текущем году увеличатся до 506 млрд долларов. А ВВП в 2019-м вырастет на 1,5%. Скромно (для сравнения, по Евросоюзу - 3,2%). Правда, в 2020-м может и до 1,9% дорасти. Но никак не 2,3%, показанных Росстатом за 2018 год. Да и с чего расти? Доходы населения падают третий год подряд.
Хоть тут и говорят, что море по колено, но Минэкономразвития подсчитало по данным мониторинга за 2018 год, что наши экспортеры потеряли 6,3 млрд долларов из-за западных санкций. По его данным, на конец года 62 страны применили 159 ограничительных мер к российским товарам, в том числе ЕС (25 ограничений), Украина (22), Индия (16), Белоруссия (13), Турция (12), США (9), Австралия (6).
При этом на ЕС приходится больше 2,4 млрд, на США - больше 1,1 млрд, на Украину - 775 млн, на Турцию - 713 млн долларов. Самый большой ущерб в металлургии - почти на 4 млрд долларов. Сельхозпредприятия потеряли 1,1 млрд, химпром - 641 млн, автопром - 306 млн долларов...