Сказка ложь, да в ней намек. Страшилки про вампиров распространялись вслед за тяжелыми наркотиками. Потом стал популярен “зомби-апокалипсис”: вирус превращает людей в автоматы с простенькой агрессивной программой.
“Я потерял сына и жену. Точнее, моего сына убило чудовище, когда-то бывшее моей женой”.
Кстати, фильм называется “World War Z”.
Есть ли реальная основа для таких фантазий? В прямом биологическом смысле, наверное, нет (пока). Бешенство? Рабивирус передается со скрипом (зубовным), больной быстро умирает, а не рыщет месяцами по улицам. Впрочем, искусство и не должно быть прямой иллюстрацией к учебнику. Напоминаю: не сказочники, а профессора биологии оценили агрессивный национализм как “сбой поведенческой программы”. См. у Конрада Лоренца “Так называемое зло”, гл. 10 “Крысы”.
Мания племенного величия - не точка зрения для дискуссии, а социальная инфекция, поражающая мозг.
Но крыша может съехать и в другую сторону, к национал-мазохизму. Тогда больному кажется, что Россия всегда перед всеми виновата. Перед группенфюрером фон Паннвицем, перед Шамилем Басаевым, перед брюссельскими педерастами, перед “небесной сотней”, расстрелянной своими же на Майдане. Вообще-то у нашей страны полно проблем, как и у любой другой. Но этот конкретный сбой программы не имеет к ним никакого отношения. Вообще не пересекается.
Когда “борцы за свободу” Ливии наводили НАТОвские бомбардировщики на собственные города, это была никакая не оппозиция, а то самое, про что упомянутый фильм.
Наши классики запечатлели хворь в образах двух лакеев, Смердякова из “Братьев Карамазовых” и Яши из “Вишневого сада”. Лакеев, заметьте, а не интеллигентов или революционеров. Джордж Оруэлл описывал похожую симптоматику у своих соотечественников-англичан. И в США, прежде чем отменять русскую культуру, хорошо потоптались на собственной. Не пожалели памятников президенту № 1 и первооткрывателю Америки: “33 статуи Христофора Колумба были снесены в США”. В некоторых городах мэры от демпартии сами сносили памятники по указанию погромщиков, чтоб тем не перетрудиться и не подвергнуть свои тушки опасности от падения монумента. Парадоксально, но у наших соотечественников из б. УССР произошло примерно то же самое: под лозунгами племенного национализма (“Україна понад усе!”) - погром своей же украинской культуры, поскольку она в основном совпадает с русской, а что не совпало, то общее с поляками. После устранения этих инородных элементов - что осталось на трубе? Несколько гитлеровских полицаев. Так что бандеровец - жертва обоих вирусов, древнего крысиного и зеркально отраженного.
Инкубатор инфекции - т.н. креативный класс, который по замыслу заводчиков и должен быть отвязан от родины, профессии и даже пола. Но его критическая масса в “мегаполисах” затягивает другие социальные слои. Ни интеллект, ни талант, ни прежние заслуги не гарантируют иммунитета. А у зараженных эти функции атрофируются. Для меня теперь уже покойный приятель Боря Гребенщиков (1953 - 2022) перестал писать сколько-нибудь приличные песни задолго до того, как занялся сборами денег на ВСУ.
Может быть, даты в скобках - моя психологическая самозащита от осознания того, сколько лет я потратил на популяризацию персонажа, по сравнению с которым худшие из советских эстрадных дельцов были отличные ребята. Ведь если бандеровским завхозом стал не мой старый знакомый, а нечто неодушевленное с его паспортом, то я за это не в ответе.
Что делать, поскольку мы еще живые люди (не оцифрованные), мы руководствуемся не только разумом, но и чувствами. С рациональной точки зрения 100% правильно - не переносить отношение к деятелям искусства (как к физлицам) на произведения. Но лично мне стало трудно смотреть фильмы с А. Джоли после того, как я узнал, что она делала с собственным ребенком. А вам?
С другой стороны, нелинейная и непредсказуемая сложность поведения сапиенсов оставляет каждому свободу выбора. Реальная жизнь отличается от триллера на экране тем, что процесс зомбификации может быть прерван волевым усилием. Надо только очень НЕ захотеть.