Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"
Меры ответственности работодателей за задержку или невыплату заработной платы в России в последнее время ужесточаются. В начале июля президент РФ подписал очередной закон, увеличивающий штрафы за подобные нарушения. Но при этом сумма задолженности по зарплате в целом по стране не становится меньше. Значит ли это, что действующих юридических норм недостаточно для решения проблемы и нужны дополнительные меры воздействия на работодателей? С таким вопросом “Солидарность” обратилась к председателям отраслевых профсоюзов и региональных профобъединений. Большинство из них считают, что действующих мер вполне достаточно, а проблема носит скорее экономический характер.
- Общая задолженность по зарплате среди предприятий нашей отрасли, по нашим данным, составляет около 180 млн рублей. Основные должники - это 10 - 12 предприятий. С учетом того, что в первом квартале 2016 года сумма долга составляла 400 млн, можно говорить о том, что положительные сдвиги есть. Действующая законодательная база позволяет воздействовать на недобросовестных работодателей и добиваться положенных выплат. Трехсторонние комиссии, прокуратуры работают, местные власти информируются о сложившейся ситуации и заинтересованы в ее разрешении.
Однако ситуация неоднозначна. Когда действительно вина за невыплату или задержку зарплаты лежит на работодателе (у нас такие прецеденты были), тогда нужно требовать выплат жестко, в полной мере использовать все законные рычаги воздействия. Как правило, наказание и возможность наказания в таких случаях срабатывают - люди получают деньги. Однако у нас есть и заводы, где работодатель готов в полной мере соблюдать закон, но производство находятся в тяжелейшем положении - на многих машиностроительных предприятиях попросту не хватает оборотных средств, а кредиты сейчас взять крайне сложно. В данном случае, если вопрос ставить жестко и добиться положенных выплат, - завтра предприятие может обанкротиться. Поэтому в каждом случае надо подходить разумно.
В отрасли машиностроения сейчас трудное положение у предприятий, выпускающих крайне нужную для страны, а порой и уникальную продукцию. Например, “Ивановский автокран”, завод “Автоприбор” в Башкортостане, Нижегородские “Русские моторы”. Такие предприятия нуждаются в господдержке, их необходимо сохранять, о чем наш профсоюз неоднократно заявлял Минпрому, премьер-министру и президенту РФ. Но изменения в лучшую сторону, к сожалению, идут очень медленно.
- Прежде чем говорить о том, действенны ли законодательные меры по отношению к работодателям, задерживающим или не выплачивающим зарплату, стоит разобраться, почему возникает задолженность. В частности, в строительстве - это целый клубок проблем. Например, строительная организация выполняет заказ, а расчет за проделанную работу получает только через два-три месяца. Или когда дают аванс такой, что на него не то что зарплату отдать - закупить материалы невозможно, и т.д. Виноват ли в данном случае работодатель, что задержал зарплату строителям? И смотрите, какая вещь получается: мы говорим, работодатель - директор, работодатель - кто подписывает трудовой договор. Но работу-то дает заказчик! А заказчик зачастую - местный бюджет, местные власти. И в этом случае работодатель не хочет портить отношения с властью, а то в следующий раз не получит заказ. Не будет заказа - вообще никакой работы у людей не будет. Вот такой замкнутый круг.
Конечно, есть работодатели неблагонадежные, и в этом случае невыплата зарплаты должна караться по всей строгости закона. Я считаю, что на данном этапе какого-то специального ужесточения мер, применяемых к неплательщикам, не нужно. Их достаточно. Но подчеркиваю, что проблема двойного характера: с одной стороны, есть недобросовестные работодатели, к которым все эти меры должны применяться, а с другой стороны, есть недобросовестные заказчики.
Для решения проблемы в нашей отрасли нужно добиться дисциплины своевременных выплат за выполненную работу: вот ты закончил объект - отдай деньги. А не так, как сейчас, - работа сделана, подписали все акты, а спустя только три месяца отдали деньги. Второй момент - работодатели. Объединения работодателей должны формировать специальные фонды - подушки безопасности на различные экстренные случаи, чтобы иметь возможность вовремя расплатиться с работниками. Но это весьма сложно, так как у наших работодателей практически нет оборотных средств.
- Эффективность имеющихся мер воздействия зависит от масштабов деятельности предприятия. Если оно крупное, то руководству может быть выгоднее даже заплатить штраф, но при этом, скажем так, продлить на определенное время задержку зарплаты. Нужны такие меры ответственности, чтобы работодателю было кровно невыгодно задерживать зарплату даже на один день. Например, дальнейшее повышение штрафов.
Есть еще и другая проблема, связанная с деятельностью инспекции и контролирующих органов. В последнее время мы столкнулись в одном из регионов с такой ситуацией, обрисую ее в общих чертах: есть подрядчик, он привлек субподрядчика, субподрядчик нарушает трудовые права, в том числе и задерживает зарплату. Идет жалоба в Госинспекцию труда данного региона, которая начинает проверку и выясняет, что субподрядчик зарегистрирован в другом регионе, и пока туда идет запрос, проходят месяцы. А зачастую еще выясняется, что и в другом регионе по адресу регистрации про субподрядчика ничего не слышали. В итоге привлечь кого-то эффективно и быстро - огромная проблема, несмотря на то, что есть ужесточение ответственности. Нужно либо повышать полномочия инспекций, либо совершенствовать законодательство в плане регистрации юридических лиц, то есть заставлять регистрироваться там, где они работают.
И наиболее тяжелые ситуации связаны с банкротством предприятий. Тут никакие санкции проблему не решают. Тут необходима система, которая будет гарантировать работникам полную выплату всего, что им причитается, в любых условиях, в связи с любым банкротством. Сейчас у нас, как известно, имущество распродали, деньги кончились, кому хватило - хорошо, кому не хватило - все свободны. Вот эту ситуацию нужно исключать. В зарубежных странах для этого давно и успешно применяется система специальных страховых фондов. В нашем случае, я думаю, государство и работодатели на паритетных началах должны формировать эти фонды. Чтобы впоследствии, независимо от остаточности имущества и других вопросов, работники получали всё, что им должны, без исключения.
- Председателям первичных профорганизаций нужно не замалчивать проблему невыплаты заработков, а сразу же доводить ее до сведения областных отраслевых организаций профсоюзов и профобъединения. Бывает, что скрывают проблему в течение года, и только потом обращаются за помощью. Но это уже поздно, и такие вопросы решать гораздо сложнее. Как правило, у нас в регионе на предприятиях, где есть первичные профорганизации, задержки зарплаты - очень редкое явление, а вот там, где нет профсоюзов, там большие проблемы.
Второй момент. На уровне Владимирской области при администрации есть комиссия по легализации трудовых отношений, куда мы приглашаем руководителей предприятий, в том числе и в случае фактов задержки зарплаты. Но если у руководителя нет денег, они у него и через год не появятся. Поэтому здесь сколько штрафов не налагай, в любом случае он ничего не сделает. Если у предприятия нет заказов - он не изыщет денежных средств, а влезать в кредит под такие проценты, как предлагают банки сейчас, - это тоже невыгодно предприятию. В таком случае действенной может быть помощь органов власти. Кроме того, я считаю, что необходимо снижать ставки по кредитам для предприятий, о чем уже не первый год говорят профсоюзы, но воз и ныне там. А законодательных мер воздействия на работодателей, задерживающих выплату зарплаты, и сейчас достаточно.
- Одна ситуация, когда предприятие, задолжавшее работникам, является банкротом. Тогда в очереди по погашению долга работники оказываются далеко не на первых местах. Сначала платят текущие платежи, потом платят зарплату конкурсному или внешнему управляющему, потом платят по судебным искам “вредникам” и прочим, и только в пятую очередь платят де-факто работнику. А понятно, что к тому моменту средств уже нет.
Другая ситуация, когда задолженность по зарплате имеется в действующих организациях. Здесь, в принципе, рычагов воздействия на работодателя достаточно. В том числе и уголовная ответственность - ст. 145 УК РФ. Проблема в том, что они не задействуются. Почему? Во-первых, люди не знают своих прав и возможностей по их защите. Пользуется ими, может быть, один из ста работников. Мне кажется, что эффективность мер мала еще и потому, что нет разъяснительной работы, нет СМИ, которые побуждали бы работников обращаться в органы, защищать свои права. И, наконец, должны быть законные меры по защите работника, который решился обратиться в прокуратуру и суд, потому что люди боятся последствий, в частности, увольнения с предприятия. Я думаю, что все-таки главная проблема неэффективности имеющихся мер ответственности лежит в плоскости не закона, а морали, справедливости, этики, в расширении кругозора.
Только в сентябре 2015 года задолженность по зарплате выросла на 233 млн рублей и общая сумма долга достигла 3,5 млрд рублей. По сравнению с данными на 1 октября 2014 года, задолженность увеличилась на 934 млн рублей.
По состоянию на 1 апреля 2016 года общий долг по зарплате перед россиянами составил около 4,5 млрд рублей. Наибольшая задолженность накопилась в отраслях строительства, транспорта и перерабатывающей промышленности.
По данным Росстата
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно