Фото: Eraldo Peres / AP / ТАСС
Октябрьские выборы президента Бразилии рискуют стать самыми скандальными за последние десятки лет. Масла в огонь добавляет тот факт, что находящийся в тюрьме бывший президент и профлидер Лула да Силва является наиболее популярным согласно опросам общественного мнения. “Солидарность” разбирается в ситуации накануне президентских выборов.
Бывший президент, сидящий в тюрьме, ультраправый националист, “зеленый” политик - именно так выглядят основные кандидаты на президентский пост в Бразилии, находящейся в глубоком политическом кризисе.
Популярный у народных масс бывший бразильский президент Луис Инасиу Лула да Силва с начала апреля находится в тюрьме по обвинению в коррупции - по результатам громкого расследования с кодовым названием “Автомойка”. Арест Лулы как его соратниками и союзниками за рубежом, так и профсоюзными организациями был назван “политическим актом”. С момента выдачи ордера на арест бывшего президента по всей Бразилии не прекращаются забастовки и протестные акции в поддержку Лулы.
Среди последних акций протеста можно отметить совместную акцию движения безземельных рабочих и нескольких религиозных организаций у здания Верховного избирательного трибунала. Ряд активистов даже объявили о голодовке. Всего протест собрал около 10 тыс. человек. Кроме того, поддержку Луле оказывали и зарубежные коллеги. К примеру, глава Международной конфедерации профсоюзов Шаран Барроу лично приехала в Бразилию поддержать сторонников да Силвы. “Лула прекрасно осознает рост авторитаризма по всему миру, нехватку хорошей работы, ослабление защиты работников и жадность работодателей, сокращающих зарплату. Он понимает, что идет борьба за демократические права и свободы, и благодарен за солидарность с ним. Борьба Лулы за демократию, права, свободы и достойный труд - наша борьба”, - высказалась Барроу. По стране проходит многодневный марш в поддержку кандидатуры Лулы. К маршу присоединился также аргентинский лауреат Нобелевской премии мира Адольфо Перес Эскивель.
По законам Бразилии, человек, находящийся под следствием или отбывающий тюремный срок, не имеет права быть зарегистрированным в качестве кандидата в президенты. Но в этом законе, как, впрочем, и в любом другом, имеются лазейки. И в данном случае была задействована следующая - “исключение по решению Высшего избирательного трибунала”. Трибунал позволил регистрацию Лулы в качестве президента, хотя генеральный прокурор Бразилии Ракел Додж уже подала жалобу в Высший избирательный трибунал с требованием оспорить выдвижение Лулы да Силвы. Решение теперь только за вице-председателем трибунала Луисом Роберту Баррозу.
По мнению Энрике Ржезински из Бразильского центра Международных отношений CEBRI (независимый некоммерческий исследовательский центр, объединяет бизнесменов, дипломатов и ученых), “на первый план в избирательной кампании выйдет безработица”. Партия трудящихся (PT) планирует в некоторой степени радикальные, но рабочие варианты решения проблем, обострившихся в период президентства Мишела Темера. Так, предлагаются следующие основные реформы: снижение подоходного налога и процентных ставок на потребительские и ипотечные кредиты, расширение возможности для референдумов, борьба с дискриминацией по признаку пола, расы и сексуальной ориентации. Кроме того, PT стремится поддерживать плюрализм и независимость СМИ (как от правительства, так и от бизнес-кругов), стимулировать доступность среднего и высшего образования.
С другой стороны, существуют проблемы и внутри самой партии. Сири Фёлькер из Немецкого института мировых и региональных исследований GIGA (спонсируемого германским МИДом) полагает, что “отсутствие реформ внутри партии рискует обернуться неэффективностью экономической политики в посттемеровской Бразилии”. Фёлькер полагает, что “PT слишком сильно концентрируется на фигуре самого Лулы, вместо того чтобы прорабатывать программу реформ рынка труда”.
Отметим, что при наилучшем раскладе у Лулы да Силва есть все шансы стать президентом Бразилии. Его ближайшие соперники не могут похвастаться такой популярностью у народных масс.
К примеру, самый ближайший конкурент Лулы - Жаир Болсонару с рейтингом поддержки 18,5%. Он полная противоположность Луле: консерватор, правый националист, бывший военный. СМИ уже успели окрестить Болсонару “тропическим Дональдом Трампом” (за сексистские высказывания, поддержку диктатуры как политического режима, активное использование социальных сетей). Как и его американский “двойник”, Болсонару поддерживает позиции бизнеса. Его электорат - представители среднего и крупного бизнеса, а также одинокие мужчины слегка за 40. Однако у него не самые радужные перспективы по ходу кампании - он представляет не слишком популярную Социал-либеральную партию, имеющую всего девять мест в парламенте, хотя для финансирования он может привлечь и бизнес-круги - в обмен на определенные преференции в случае избрания. К примеру, приватизировать треть государственных компаний, как обещает.
Другой соперник - Марина Силва, типичный представитель “зеленых”, с рейтингом поддержки в чуть больше 13%. Отметим, что когда-то она состояла в Партии трудящихся и даже занимала пост министра окружающей среды в период президентства Лулы, который ценил ее политику в отношении браконьеров и незаконных лесозаготовителей. В отличие от Болсонару, она с симпатией относится к профессиональным объединениям. Так, в 1984 году она помогла создать первый профсоюз в родном штате Акри и проводила демонстрации против незаконной (да и законной тоже) вырубки лесов в бассейне Амазонки. Как типичный “зеленый”, она выступает за использование возобновляемых источников энергии, против дискриминации по расовому и половому признаку, за расширение прав сексуальных меньшинств. Политолог Дэвид Флейшер из Бразильского университета (государственное учебное заведение, специализируется на экономике, политологии и международных отношениях) считает, что она может привлечь на свою сторону молодежь и безработных: “Те, кто выходил на улицы, заявляя, что они не чувствуют себя представленными в политической системе Бразилии, все еще не определились со своим кандидатом, и теперь многие будут голосовать за нее”.
Больше 5% поддержки пока имеют также социалист Сиру Гомес (9,3%) и консерватор Джеральдо Алкмин (6,8%). Гомес разделяет политические взгляды Лулы - и многие эксперты полагают, что, если Лулу все же не допустят до выборов, Гомес мог бы привлечь существенную часть его избирателей. Алкмин - сторонник политики нынешнего президента Темера, консерватор, как и Болсонару, но занимает более центристские позиции.
Очевидно, что до октябрьских выборов еще многое может измениться как в предвыборной повестке кандидатов, так и в политической картине Бразилии. Если сбудутся пессимистические прогнозы и Лула потеряет шанс занять президентский пост, страна рискует окунуться в кризис еще больший. И неизвестно, как народные массы отреагируют на усугубление проблем в долгосрочной перспективе.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно