Какие статистические данные используют ведомства, когда им нужна информация о случаях производственного травматизма и несчастных случаях в результате дорожно-транспортного происшествия? Почему Минтруд не ведет собственную статистику? Сколько пострадавших в транспортных происшествиях, причем не только на дороге, следовало отнести к категории лиц, получивших производственную травму? “Солидарность” ищет ответы на эти вопросы.
В июне 2018 года в “Солидарности” вышла статья “Лукавая статистика травматизма” (см. № 22, 23, 2018). В ней Александр Тудос, шеф-редактор журнала “Охрана труда и социальное страхование”, высказал мнение о том, что часть несчастных случаев, причиной которых стали ДТП, следует рассматривать как несчастные случаи на производстве. Тудос выделил восемь категорий работников, чья гибель или травмирование в соответствии с Трудовым кодексом РФ должны учитываться как несчастный случай на производстве. Как уверен автор, статистика Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) некорректно отражает число несчастных случаев на производстве.
Официальную позицию министерства по этому поводу в статье “Минтруд: статистике Роструда - верить” (“Солидарность” № 26, 2018) высказал директор департамента условий и охраны труда министерства Валерий Корж. Позиции авторов двух статей отличаются. Минтруд считает, что Роструд приводит точные данные. Тем не менее ссылок на статистику Роструда о гибели и травмировании работников в ДТП при исполнении ими трудовых обязанностей чиновник не предоставил. Исходя из этого редакция “Солидарности” решила провести расследование и направила официальные запросы в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУ ОБДД) МВД, Росстат, Фонд социального страхования, Роструд, Минсельхоз и Ространснадзор с целью получить официальные данные по количеству работников, погибших и пострадавших в ДТП.
ГУ ОБДД МВД сообщило, что пострадавшие в ДТП классифицируются как погибшие или раненые, а несчастные случаи - не подразделяются на смертельные, тяжелые и легкие, как это предусмотрено ТК РФ. Ведомство поясняет: “Формирование статистических сведений о ДТП с участием работников, исполняющих трудовые функции в момент происшествия, государственной и ведомственной статистической отчетностью не предусмотрено”. К ответу приложены статданные по числу ДТП и погибших и раненных в них за последние три года.
От руководителя Роструда Всеволода Вуколова на запрос пришло письмо за подписью его подчиненного, начальника Управления госнадзора в сфере труда Егора Иванова. Ответов насчет статистики работников, погибших и пострадавших в ДТП при исполнении трудовых обязанностей, чиновник не дал, однако сообщил, что “статистика по количеству несчастных случаев на производстве публикуется на официальном сайте Федеральной службы госстатистики”.
Почему на сайте Росстата, а не Роструда? Нет запрашиваемых редакцией данных? Или должностные лица Роструда не хотят обнародовать информацию с разбивкой по годам, по категориям работников, пострадавших и погибших в ДТП? К слову, начальник Управления госнадзора в сфере труда посоветовал по вопросам публикаций “обратиться в пресс-службу Роструда”. Выходит, официального запроса СМИ к главе ведомства для получения детальной информации недостаточно…
Интересен ответ Росстата: “Федеральная служба государственной статистики разрабатывает только случаи ДТП, приведшие к смерти”. По его данным, в 2015 году в ДТП погибли 17 919 человек, в 2016 году - 15 854, в 2017 - 15 013.
Еще любопытнее признание Росстата об учетной форме № 7-травматизм “Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях” от 2017 года. А именно: “Учет несчастных случаев на производстве по форме 7-травматизм охватывает не все объекты федерального статистического наблюдения и виды экономической деятельности”.
Официальный ответ Росстата позволяет сделать вывод: его статистика не дает полной и объективной картины относительно гибели и травмирования работников в ДТП. Так что рекомендация чиновника Егора Иванова пользоваться статистикой, публикуемой на официальном сайте Росстата, не вполне удовлетворительна.
Фонд соцстраха РФ осуществляет обязательное страхование жизни и здоровья всех лиц, работающих по трудовому договору. По результатам расследования несчастного случая, в том числе в ДТП, ФСС производит пострадавшему или членам его семьи в случае гибели ряд предусмотренных законом выплат. У ФСС - свои данные по травматизму.
Ространснадзор и Минсельхоз России статистикой погибших и пострадавших в ДТП работников не располагают и в своей деятельности используют данные ГИБДД МВД России.
Теперь сделаем выводы, сопоставив данные МВД о погибших и раненных в ДТП в последние три года с данными ФСС о пострадавших в ДТП работниках, находившихся при исполнении трудовых обязанностей.
В 2015 году из 23 114 погибших на дороге человек при исполнении трудовых обязанностей находились 467, в 2016 году из 20 308 человек - 350, а в 2017 году из 19 088 человек - 397. Итого, только около 2% погибших в ДТП находились при исполнении трудовых обязанностей.
Пропорция по раненым (травмированным) - тоже около 2%. Из 231 197 человек, раненных на дороге в 2015 году, легкие травмы получили 2589, а тяжелые - 919. В 2016 году из 221 140 человек, раненных в ДТП, 2299 получили легкие травмы и 857 - тяжелые. В 2017 году из 215 374 человек, травмированных на дороге, легкие травмы получили 2308 работников, тяжелые - 799.
Получается, что 98% погибших и раненных в ДТП не находились в тот момент при исполнении трудовых обязанностей. Но так ли это? Ведь ГИБДД не учитывает случаи гибели и травмирования людей, если не были нарушены Правила дорожного движения. Это относится к соревнованиям по авто- или мотоспорту; к случаям, когда транспорт выполняет производственные операции, не связанные с перевозкой людей или грузов (прокладка траншей, сельскохозяйственные, погрузочно-разгрузочные работы, лесозаготовка, установка мачт, опор и др.); к случаям нарушения правил охраны труда и эксплуатации транспортных средств.
То есть случаев гибели и травмирования людей при использовании автомобилей и самоходного транспорта - больше, чем отмечено в статистических данных ГУ ОБДД МВД России.
МЧС России ведет свое статистическое наблюдение, учитывая количество погибших, пострадавших, а также последствия пожаров в виде прямого и косвенного материального ущерба. И у ГУ ОБДД МВД своя статистика по широкому перечню вопросов.
А что Минтруд России? В соответствии с Положением о нем, он осуществляет функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию, в частности в сфере условий и охраны труда. Делать это можно успешно, только опираясь на четкие данные о травматизме и гибели работников, в том числе в ДТП и иных транспортных происшествиях. Но Минтруд, в отличие от упомянутых выше структур федерального уровня, не ведет своей статистики погибших и пострадавших от несчастных случаев на производстве, в том числе в результате транспортных происшествий. Почему?
Кроме того, редакция газеты “Солидарность” хотела бы - и имеет право - узнать данные по другим позициям, касающимся травматизма на производстве:
- Каковы материальные (прямые и косвенные) последствия несчастных случаев на производстве?
- Каков на самом деле расклад по гибели и травмированию среди названных Александром Тудосом восьми категорий работников, которые могут быть жертвами в ДТП?
- Сколько работников погибли и получили увечья в 2015 - 2017 годах при эксплуатации автомобилей и самоходных транспортных средств, что не было отражено статистикой ГУ ОБДД МВД?
- Как в последние три года складывается ситуация с гибелью и травматизмом работников при эксплуатации железнодорожного, промышленного, речного, морского, маломерного, воздушного, метрополитенного и других видов транспорта?
- Что планирует сделать Минтруд для получения реальной статистики работников, погибших в ДТП и других транспортных происшествиях?
Редакция надеется, что Минтруд России, как социальный партнер ФНПР, сможет дать детальные ответы. Тогда можно будет верить в то, что имеющаяся статистика отражает истинное положение дел с гибелью и травмированием работников на производстве.