Представляем подборку судебной практики по вопросам МРОТ, региональных коэффициентов и процентных надбавок после решения Конституционного суда, перебившего спорную ставку Верховного суда в этом вопросе.
Примеров рассмотрения апелляций и кассаций на прошлые позорные решения пока нет, но работники, впервые обратившиеся в суд, получают положительные результаты - хотя и в каждом случае по-своему. В одном регионе суды ориентируются на региональное соглашение по минимальной заработной плате (МРЗП), начисляя районный коэффициент и процентную надбавку на региональный МРПЗ, в другом - просто игнорируют его существование, а в третьем - отбрасывают это соглашение как не дотягивающее до нужного уровня (и тем самым жульнически экономят бюджетные средства, ограничиваясь начислением надбавок на федеральный МРОТ).
"Битва за МРОТ", "Солидарность" № 3, 2018
"Судебный перерасчет", "Солидарность" № 6, 2018
СПЕЦХРАН: "Почему в МРОТ не должны включатся никакие выплаты"
Профсоюзный словарь: "Все о МРОТ"
Волна судебных решений пошла, и все только начинается. В масштабах страны на кону стоят гигантские суммы недоплаченных людям денег.
Помощник воспитателя муниципального детского суда просила взыскать с ответчика в ее пользу недоначисленную за год зарплату, исходя из того, что районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, не должны включаться в МРЗП, установленный региональным соглашением, а должны начисляться сверх МРПЗ. Суд со ссылкой на решение КС РФ нашел доводы истца обоснованными и взыскал РК и ПН, недоначисленные на региональный МРЗП, - 108 602 руб.
Повар 4 разряда муниципального детского сада с окладом 3575 руб. подала иск о взыскании недовыплаченной зарплаты. Истец указала, что ее заработная плата начислялась в размере менее МРЗП, установленного региональным соглашением на территории Иркутской области, без учета районного коэффициента и северной надбавки, которые должны начисляться сверх минимальной зарплаты пропорционально отработанному времени. Суд полностью удовлетворил исковые требования. В Саянске за один день было вынесено 6 аналогичных решений.
Прокурор Тасеевского района Красноярского края подал иски в интересах работников одной из районных школ, обратившихся к нему по поводу регионального коэффициента и надбавок, включенных в МРОТ. За два дня суд рассмотрел 25 аналогичных дел, полностью удовлетворив требования прокурора о взыскании недоначисленной зарплаты: заработная плата работника должна быть определена в размере не менее федерального МРОТ, после чего должны быть начислены районный коэффициент и северная надбавка. Интересно, что вопрос регионального МРЗП не поднимался ни истцами, ни судом.
Судебная практика по МРОТ в новых условиях еще не устоялась. Так, в Республике Коми суд постановил выплатить работающей в роддоме истице РК и ПН, начисленные на федеральный МРОТ, не приняв во внимание слегка повышенный размер МРЗП по региональному соглашению. По мнению суда, зарплата работающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не может быть ниже МРОТ, установленного в РФ, с начислением на данную сумму северной надбавки и районного коэффициента, либо не ниже МРПЗ, установленного в субъекте РФ (без дополнительных начислений), если МРПЗ будет превышать МРОТ РФ с начислением надбавки и коэффициента. То есть в данном случае региональное соглашение никак не сработало.
Аргументы ответчиика. С октября 2016 года позиция Верховного суда РФ по судебным делам о взыскании недоначисленной зарплаты и применении к зарплате РК и ПН за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях изменилась в пользу работодателя (Определение ВС РФ от 08.08.2016 № 72-КГ16-4). С декабря 2016 года суды отказывали в удовлетворении соответствующих исковых требований в связи с тем, что районный коэффициент и процентная надбавка за работу в южных районах Иркутской области входят в установленную региональным соглашением минимальную заработную плату.
Согласно п. 1 ст. 1 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области от 26.01.2017, для работников государственных и муниципальных учреждений установлена минимальная зарплата с включением в нее компенсационных выплат.
Мнение суда. Закрепляя возможность в рамках трехстороннего сотрудничества устанавливать минимальную зарплату в субъекте РФ, федеральный законодатель исходил из того, что в механизме правового регулирования оплаты труда такая дополнительная гарантия будет в соответствующих случаях применяться вместо МРОТ, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных ТК РФ (п. 5 Постановления КС РФ от 07.12.2017 № 38-П). Следовательно, компенсационные выплаты должны начисляться на минимальную зарплату в субъекте РФ.
Действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда граждан в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности, не могут поглощаться МРОТ, установленным для всех граждан РФ независимо от места их проживания. Суд считает, что включение в МРОТ, установленный в целом по РФ, районного коэффициента и надбавки за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлены районный коэффициент и северная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Это недопустимо в силу трудового законодательства РФ и норм международного трудового права.
Таким образом, суд приходит к выводу, что законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам Севера установил районный коэффициент и северные надбавки к зарплате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд; механизм и размер данных выплат не находятся в зависимости от размера минимальной заработной платы.
Следовательно, они должны начисляться на сумму минимального размера заработной платы. Судом установлено, что районный коэффициент и надбавка за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, в состав МРОТ не входят. Правильность данного вывода подтверждается буквальным содержанием статей 148, 315, 316, 317 ТК РФ, где речь идет о доплатах к заработной плате.
Мнение суда. Доводы представителя ответчика в обоснование своих возражений о том, что при расчете зарплаты необходимо учитывать МРЗП, установленный в Республике Коми, суд считает несостоятельными.
Зарплата работника в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в РФ, с начислением на данную сумму северной надбавки и районного коэффициента, либо не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в субъекте РФ (без начисления на данную сумму северной надбавки и районного коэффициента), если МРЗП будет превышать федеральный МРОТ с начислениями положенных надбавок.