Top.Mail.Ru
Статьи
Натуральный обман

Рабочих текстильного предприятия в Пермском крае вернули в первобытную экономику

Натуральный обман

Фото: Александр Кляшторин / "Солидарность"

Лысьва - единственный город в России, где за зарплатой работники завода ходят с мешками. Так сотрудники местной чулочно-перчаточной фабрики шутят последние несколько месяцев. Смех этот - сквозь слезы. Многие рабочие не получали деньги уже более полугода, а некоторые и по 10 месяцев. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, они вынуждены брать продукцию производства на реализацию и либо продавать ее самостоятельно, либо обменивать на продукты и услуги, возвращаясь к истокам товарно-денежных отношений. Как людей довели до такой жизни и есть ли у предприятия перспективы, “Солидарность” разбиралась на месте.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ВАЛЮТА

Из фирменного магазинчика Лысьвинской чулочно-перчаточной фабрики (ЛЧПФ) выходят две дамы, нагруженные полиэтиленовыми мешками. В пакетах - заработок за месяц, а именно носки нескольких видов. Сквозь полиэтилен просвечивают строгие радикально-черные, элегантные серые, детские… В общем, на любой вкус взыскательной публики. Разнообразие продуктовой линейки, формирование предложения под спрос разной целевой аудитории… проходить ускоренные курсы маркетинга работникам фабрики приходится в спешном порядке. Ведь для многих это стало единственной возможностью получить живые деньги.

- “Зарплату” несем. Выдали вот. За один из месяцев прошлого года. За какой точно - даже и не скажу. Получилось примерно на четыре тысячи, - поясняет Наталия, работающая на фабрике формовщицей. - Прошлую партию, правда, еще не полностью раздали-распродали, но так и что ж? Хоть что-то взяли.

Так работница затаривается уже не первый раз. Силком, конечно, брать носки никто не заставляет, продукцию вместо купюр насильно не всучивает. Но и особого выбора у сотрудников нет. Хочешь получить “хоть что-то” - добро пожаловать в магазинчик за носками. Не хочешь? Сиди голодный. Вот и тянутся из магазинчика вереницы уставших от безденежья женщин, груженых полными носков мешками.

- Мне должны порядка 47 тысяч рублей за семь месяцев. Хотя теперь, наверное, уже за шесть, с учетом того, что я сегодня носки взяла. Что с ними делать буду? А что тут сделаешь? Попытаюсь продать по той же стоимости, по которой мне их выдали, - рассказывает другая работница.

Курс носков к рублю в Лысьве на август 2017 года колеблется от 23 до 50 рублей за пару в зависимости от модели. По такой цене (со скидкой в 12%) их отгружают работникам в магазинчике под многотысячные зарплатные долги. Дальше - как договоришься. Кому-то удается толкнуть товар через связи в другой регион и сбыть по себестоимости, а то и с наценкой. Другие, лишенные предпринимательской жилки и связей в торговле, вынуждены сдавать “заработок” местным торговцам за полцены, чтобы быстро получить хоть какие-то деньги. Не обходят вниманием и старинный способ реализации - товар на товар или товар на услугу. За несколько пар носков, при желании, можно, например, подстричься. А пока лето - и овощами закупиться, если собственного огорода нет.

КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ

Сам магазин Лысьвинской чулочно-перчаточной фабрики представляет собой несколько стендов с продукцией, рекламный плакат с семьей, которая явно обнаружила свое счастье в обладании носками фабричного производства, да пару административных объявлений. Наиболее интересные для сотрудников рассказывают о принципах получения продукции в обмен на зарплатный долг. “Под зарплату продукция выдается упаковками”, предупреждает первое. Второе за подписью директора ООО “Торговый дом ЛЧПФ” Углевой расписывает условия более подробно. Из него следует, что оформлять товар под зарплату можно только по справкам расчетного отдела на сумму не менее 500 рублей и не более заработка, начисленного в расчетный период за один месяц. При этом около десятка моделей из тех, что представлены в ассортименте, под зарплату не выдаются. Не иначе - дефицитные.

Вместе с бригадиром формировочного участка Галиной Абдульменовой уточняем у продавца, что должен сделать работник для получения вожделенных носков. Вроде бы все просто. Берешь справку в расчетном отделе, приносишь в магазин - тебе отгружают товар. В то же время Галине его за два дня получить не удалось - то бухгалтерия не работает, то приказ относительно носков переделывают. Может, причина в визите сотрудников Следственного комитета, заинтересовавшихся ситуацией в Лысьве, а может, дело в том, что Галина - член инициативной группы работников, добивающихся от руководства нормальных денежных выплат, а не носочных гонораров.

- Зарплата у нас небольшая даже на основном производстве. Девочки, работающие на вязке, швеи, формовщицы получают по 10 - 12 тысяч рублей. По складам за полностью отработанное время дают 8 - 9 тысяч. Получаем ниже минимального! - жалуется Галина. - Три тысячи с небольшим - оклад. Примерно столько же - премия. По несколько сотен рублей - доплаты за стаж и северные. Из этой суммы вычитается налог, а на руки приходит меньше семи тысяч!

Как говорит Абдульменова, зарплаты хватало лишь на оплату коммуналку и чтобы купить хотя бы часть еды. Однако с весны прошлого года выплаты начали делить - половину выдавали, а другая становилась долгом. На вопросы работников руководство только руками разводило - экономические трудности, мол, выплатим, когда будет возможность. Возможность так и не представилась. За сентябрь, октябрь и ноябрь 2016-го большинство сотрудников вовсе не получили денег. После этого часть коллектива написала заявление по ст. 142 ТК, отказавшись выходить на работу до погашения долгов по зарплате.

- В целом из примерно 200 сотрудников фабрики сейчас на работу ходит только 10 - 15%. Остальные либо, как мы, воспользовались положением ТК РФ, либо для них нет работы, а это - простой по вине работодателя. В то же время вместо хотя бы 2/3 от среднего заработка нам начисляют лишь 2/3 от оклада. У меня это - 2,3 тысячи рублей, - демонстрирует сотрудница фабрики расчетный листок.

Денег у Галины и многих ее коллег нет от слова “совсем”. В двухкомнатной квартире она живет вместе с дочкой и двумя внуками. Маленькие дети мешают дочке найти постоянную работу, нет и желающих трудоустроить саму Галину в предпенсионном возрасте. За квартиру приходится платить 5 - 6 тыс. рублей в месяц, на оплату пришлось брать субсидию как малоимущей. Средствами на еду помогают родственники. А на новую одежду уже не хватает.

- Если по закону, мне тысяч 70 должны, не меньше. Долги копились последние 10 месяцев! Брать носками - не собираюсь. Пусть деньгами платят, как положено. Мне не на что внуку рюкзак купить и другие школьные принадлежности! Что, мне ему в один носок учебники класть, в другой - ручки с карандашами и в таком виде в школу отправлять?! - возмущается работница.

В ОТВЕТЕ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ

21 августа в зале администрации города Лысьва собралось около 70 человек. В основном сотрудники фабрики и работники местного отделения Следственного комитета. Следователи опрашивают граждан на предмет происходящего на фабрике, проверяют расчетные листки, помогают составить заявления.

- Сколько всего средств задолжал работодатель? - интересуется следователь. Точную сумму работница назвать не может. По ее подсчетам выходит одна цифра, а по бумагам - другая. Обратиться в следственные органы сотрудники решили после того, как в администрации отказались выдавать им справки о задолженности по зарплате и любые другие документы. Не помогли даже запросы от городской администрации.

- Дошло до того, что мы просили ксерокопии трудовых договоров! Но нам отказались дать даже их. У отдела кадров разговор простой: “Не было распоряжения директора”. А сам директор как ясно солнышко - появляется у нас дай бог раз в неделю и ни на какой контакт не идет, - рассказывает швея Татьяна Иванова.

По словам работницы, разного рода заявлений и обращений написан целый ворох. Как в адрес местной городской администрации, так и в российское правительство и президенту Владимиру Путину. Толка от бумаг не последовало. Все, что направлялось “наверх”, неизменно спускалось “вниз” с наказом разобраться в ситуации. К середине августа количество наконец переросло в качество. Следственный комитет занялся ситуацией плотно. С работниками постоянно общаются, опрашивают, просят представить всевозможные документы, помогают их составить. Внимание есть. А вот денег по-прежнему нет.

Инициативная группа в ситуации винит руководство, пришедшее на предприятие три года назад. Тогда был взят кредит на закупку нового оборудования и модернизацию производства, но что-то пошло не так, и деньги неожиданно кончились. Вначале на выплату кредитов, а затем и на зарплаты.

- Смотрите сами. Большинство сотрудников прекратили работу с января этого года. Но ведь до этого времени все работали. Мы же не на острове живем - ситуацию знаем! Отгрузка продукции шла на 10 - 15 млн рублей в месяц. Но денег на зарплату почему-то не было. А потом средства кончились и на закупку расходников, - поясняет Галина. - Мы когда встречались с директором, тогда еще Игорь Торбеев не уволился, предлагали, просили: “Вы хоть текущую зарплату не задерживайте, выплачивайте, долг можно частями, потихоньку”. Он вроде бы соглашался, кивал головой, как китайский болванчик. А результата - ноль.

Руководитель следственного отдела по городу Лысьва, подполковник юстиции Алексей Рябов согласен, определенная вина за директорами есть. Но степень ее должен установить суд:

- Первое уголовное дело по поводу невыплаты заработка сотрудникам ЛЧПФ было возбуждено еще летом прошлого года. Однако руководству удалось возместить ущерб, выплатив задолженность за тот период, по которому мы возбуждали дело. Оно было закрыто за примирением сторон. Руководство предприятия обещало, что привлечет инвесторов и все будет в порядке. Этого, как мы видим, не произошло. Теперь СК был вынужден возбудить новое уголовное дело, и сейчас вопрос о его прекращении даже не поднимается. Так как с тем, кто именно является руководителем предприятия на сегодняшний день, не все понятно, дело открыто в отношении неопределенного круга лиц. Директор, который работал в прошлом году, уволился, не передав должным образом преемнику свои полномочия. Нынешний руководитель Владимир Володин трудится по доверенности.

В СК готовы дать свою оценку и фактам выдачи зарплаты продукцией предприятия. По словам следователя, особого внимания достойны случаи, когда сотрудникам выдали носками все 100% заработка за месяц.

После работы с представителями прокуратуры коллектив фабрики следует в зал, на встречу, организованную Сергеем Новиковым, координатором Пермского краевого объединения профсоюзов по Лысьвинскому округу. Несмотря на то, что сейчас на предприятии профорганизация отсутствует, профсоюзы региона помогают работникам защитить права.

- В прошлом году, когда впервые была отмечена длительная задержка выплаты зарплаты работниками производства, им помог профком Лысьвинского металлургического завода (ГМПР), его специалисты грамотно составили все необходимые документы. Благодаря этому более сотни работников тогда оперативно получили свои деньги. Сейчас ситуация значительно более тяжелая. Я помогаю инициативной группе в организации встреч с городской администрацией и представителями правоохранительных органов, но пока нет первички - у нас связаны руки, - отметил Новиков.

Для лучшей координации обращений и эффективности отстаивания зарплатных прав Новиков в ходе встречи предложил инициативной группе сотрудников ЛЧПФ создать новую профорганизацию. Те готовы на этот шаг. Есть шансы, что вопрос о первичке и отраслевом профсоюзе, к которому она присоединится, будет решен в ближайшее время.

ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ ТИШИНУ

Связаться с представителями администрации “Солидарности” не удалось. По словам работниц, прежний руководитель Торбеев сейчас трудится в другом месте. Володин в Лысьве практически не появляется.

А вот начальник управления экономики администрации города Лысьва Александр Тарасов охотно поделился новейшей историей ЛЧПФ:

- С моей точки зрения, нынешняя ситуация сложилась из-за некорректного экономического поведения собственников. В 2014 году на фабрику пришло новое руководство во главе с Игорем Торбеевым. Декларировался крупный проект по модернизации производства. Планировалось купить 50 единиц нового итальянского оборудования, отремонтировать корпус, запустить новый цех и увеличивать выручку. Станки приобретены в лизинг. Сделка была серьезная. Поручитель - Пермский гарантийный фонд, краевая структура, поддерживающая такого рода сделки. Есть обеспечение - как раз ЛЧПФ. Напрямую о сумме кредита нам никто не сообщал. В ответах от разных инстанций фигурируют две цифры - 80 млн рублей и 140 млн рублей. Вторая - общая сумма долга. Возможно, в нее включены все процентные платежи.

По словам Тарасова, в конце 2015 года начались проблемы с выплатами кредита, в январе следующего года - пошли проблемы с выплатой зарплаты. Зарплатный фонд составлял 1,5 - 2 млн рублей. Видимо, трудности со сбытом продукции привели к тому, что постепенно скопились долги. Сейчас задолженность по зарплате перед всеми сотрудниками составляет порядка 12 млн.

- Я бы не стал всю вину скидывать на собственника и руководство. С 2014 года серьезно увеличилась цена расходников и выплаты по лизингу из-за валютных скачков, а спрос, наоборот, снизился. Важно понимать, что предприятие пока не обанкрочено. И на сегодня вопрос о банкротстве не ставится. Если фабрику закрывать, то разом найти рабочие места для персонала вряд ли получится. В то же время в городе есть несколько частных производств носков, куда, возможно, удастся пристроить работниц. Уровень безработицы в городе 2,04%, - приводит данные глава экономического отдела Лысьвы.

Ничего конкретного о дальнейшей судьбе фабрики не могут сказать и в краевом Министерстве промышленности:

- Понятно, что ситуация очень тяжелая и для людей, которые там работают, и для самого производства, и для территории. Есть ряд вариантов, которые могут помочь в решении проблемы. Заемные средства, поиск инвестора, обеспечение фабрики заказами - пока все это находится в работе, ничего конкретного обещать мы не можем. Решение такого сложного вопроса возможно потребует достаточного количества времени, - поясняет Елена Дягтерева, замминистра промышленности Пермского края.

По ее словам, в крае действует межведомственная комиссия по зарплатным долгам, которой руководит министр промышленности Алексей Чибисов. На ней утверждаются планы по погашению зарплатных долгов. Но здесь все зависит от того, когда будут деньги в обороте. Составлять такой план, не имея средств, - значит просто “положить” слова на бумагу.

Имена, фамилии и должности сотрудников предприятия могут быть изменены.

ДОСЬЕ

Можно ли выдавать зарплату продукцией

В соответствии со ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте РФ (рублях). В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству и международным договорам РФ. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной зарплаты.

Выплата заработка в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается.

При разрешении споров, возникших по причине выплаты заработка в неденежной форме в соответствии с коллективным или трудовым договором, необходимо иметь в виду следующее: по смыслу ст. 131 ТК РФ и ст. 4 Конвенции МОТ № 95 1949 года об охране заработной платы (ратифицирована указом президиума Верховного Совета СССР № 31 от 31 января 1961 года) выплата заработка в такой форме может быть признана обоснованной при доказанности следующих юридически значимых обстоятельств:

а) имелось добровольное волеизъявление работника, подтвержденное его письменным заявлением, на выплату заработка в неденежной форме. При этом ст. 131 ТК РФ не исключает право работника выразить согласие на получение части зарплаты в неденежной форме как при данной конкретной выплате, так и в течение определенного срока (например, в течение квартала, года). Если работник изъявил желание на получение части зарплаты в натуральной форме на определенный срок, то он вправе до окончания этого срока по согласованию с работодателем отказаться от такой формы оплаты;

б) заработная плата в неденежной форме выплачена в размере, не превышающем 20% от начисленной месячной зарплаты;

в) выплата зарплаты в натуральной форме является обычной или желательной в данных отраслях промышленности, видах экономической деятельности или профессиях (например, такие выплаты обычны в сельскохозяйственном секторе экономики);

г) подобного рода выплаты подходят для личного потребления работника и его семьи или приносят ему известного рода пользу (при этом не допускается выплата зарплаты в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот);

д) при выплате работнику зарплаты в натуральной форме соблюдены требования разумности и справедливости в отношении стоимости товаров, передаваемых ему в качестве оплаты труда, т.е. их стоимость во всяком случае не должна превышать уровень рыночных цен, сложившихся для этих товаров в данной местности в период начисления выплат.

Материалы досье подготовил Андрей Мизюкин, зам. зав. отделом защиты прав трудящихся,  главный правовой инспектор труда Пермского крайсовпрофа.

КОММЕНТАРИЙ

Сергей Булдашов, председатель Пермского краевого союза организаций профсоюзов:

- Будь на предприятии нормальная профсоюзная организация, дело бы никогда не дошло до такого плачевного состояния. Долги по зарплате профкомы всегда отслеживают четко и докладывают в вышестоящие структуры, которые, в свою очередь, объясняют собственнику и представителям правительства, чем грозят подобные ситуации. К сожалению, профком ЛЧПФ выпал из общей системы еще в 90-е годы, превратившись в профорганизацию, по сути подконтрольную работодателю. Если сейчас инициативная группа соберется, создаст нормальный профком, объединит людей, начнет писать коллективные обращения - это может ускорить процесс восстановления фабрики и коллектива.

Александр Кляшторин / "Солидарность"

Автор материала:
Александр Кляшторин - Натуральный обман
Александр Кляшторин
E-mail: klyashtorin@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2