Для ключевых немецких партий выборы в парламент страны - Бундестаг 24 сентября стали знаковыми. Для ХДС/ХСС (Христианско-демократический союз / Христианско-социальный союз) и СДПГ (Социал-демократическая партия Германии) они стали историческим провалом. А “Альтернатива для Германии” (АДГ) может похвастаться историческим прорывом - партия получила 12,6% голосов избирателей.
В партийные программы включено множество вопросов, в том числе касающихся регулирования трудовых и социальных отношений, и это затрагивает интересы работающего населения.
Требования профсоюзов довольно прозрачны. Относительно улучшения условий труда Объединение немецких профсоюзов (ОНП) требует расширения прямого участия персонала в управлении организациями и планировании работы, в подготовке и переподготовке кадров. Добивается упрощения выборов рабочих советов на предприятиях с численностью работников менее ста человек. Требует закрыть пробелы в европейском и немецком законодательстве, которые создают помехи в сотрудничестве профсоюзов и компаний. И настаивает на 39-часовой рабочей неделе для госслужащих и отмене сверхурочных переработок, мотивируя данное требование возросшими проблемами со здоровьем работников.
ОНП выступает за дигитализацию. В данном случае подразумевается не только перевод тех или иных видов информации в цифровую форму, но и роботизация производства, разработка искусственного интеллекта, создание новых цифровых сетей.
Одно из наиболее радикальных требований профсоюзов - смена курса в пенсионной политике правящей коалиции, поскольку этой политикой ОНП не удовлетворено. Под это дело профобъединение запустило кампанию Rente-muss-reichen - “Пенсии должно хватать”, мотивируя ее тем, что к старости растет уровень бедности (по немецким меркам). Требования у ОНП здесь простые: предотвратить снижение уровня пенсий, удерживая его на позиции 48% от утраченного заработка (в перспективе - 50%); укрепить профессиональное пенсионное обеспечение софинансированием от работодателя и заключением колдоговоров о тарифных ставках; повысить защиту пенсионного страхования для самозанятых лиц. Профсоюзы требуют также облегчения налогового бремени, отмены привилегий для более обеспеченных социальных слоев и ужесточения уголовного преследования за уклонение от уплаты налогов. Взносы на медицинское страхование ОНП предлагает взимать в равных долях с работника и работодателя.
Отдельно стоит остановиться на гендерной повестке дня. Согласно требованиям ОНП, правительству надо поддерживать трудоустройство женщин, а работа должна оплачиваться вне зависимости от пола. ОНП также настаивает на расширении так называемой “женской квоты”. Сейчас предполагается, что число сотрудниц должно быть не менее 30% числа всех работников предприятий, а также не менее 6% в совете директоров. Другой вопрос в том, что реализовать на практике это требование непросто, и это в профсоюзах осознают.
На официальном сайте организации опубликована позиция временно исполняющей обязанности председателя ОНП в земле Северный Рейн - Вестфалия Сабины Граф: “Профсоюзы выражают сожаление по поводу того факта, что ХДС и СвДП хотят протолкнуть законопроект о поощрении трудоустройства женщин, не предоставив хоть какой-то жизнеспособной альтернативы. Проведенные исследования говорят о том, что равенства нет на госслужбе: доля женщин там уменьшается с каждой ступенькой иерархической лестницы - и об этом в первую очередь говорят зарплаты. Женщины явно недопредставлены в государственных органах, и от нового правительства мы ожидаем, что оно не отложит данную проблему в долгий ящик, а займется ею в самую первую очередь. Государство должно первым показывать пример равенства между женщинами и мужчинами. Мы нуждаемся в гендерно ориентированных разработках, учитывающих квалификационные ресурсы и совместимость труда с созданием семьи”.
На выборах в парламент блок победил, хотя и с исторически низким результатом 32,5%. Несмотря на вроде бы различную политическую направленность ХДС и СДПГ, лидер ХДС Ангела Меркель частенько практикует воровство повесток. И проекты в области социального обеспечения, характерные для левых и левоцентристских партий, - не исключение. Снижение налогов, повышение пенсий и пособий всегда были частью “левой” программы. Как когда-то ранее темы однополых браков и альтернативной энергетики были лишь прерогативой “зеленых”. Видимо, продолжительное отсутствие собственного взгляда на трудовую и социальную повестку повлияло на повестку текущую.
В рамках же нынешних выборов ХДС/ХСС планирует к 2025 году снизить уровень безработицы вдвое. Кроме того, блок выступает за дигитализацию и расширение оптико-волоконной сети. Меркель даже предполагает ввести должность министра по вопросам дигитализации. В своей программе блок также настаивает на необходимости борьбы с “очевидным злоупотреблением” нестандартной занятостью на предприятиях. В вопросах пенсионной системы ХДС/ХСС не планирует каких-либо серьезных изменений.
Как и блок под руководством Меркель, СДПГ утратила прежние позиции, набрав 20% голосов избирателей. Однако в плане предоставления возможных преференций основной части своего электората СДПГ опережала бывших партнеров по правящей коалиции. Социал-демократы, в отличие от консервативных коллег, настаивают на том, чтобы уровень пенсий (отношение стандартной пенсии к среднему доходу) к 2030 году составлял 48% - как и сейчас, причем без поднятия пенсионных взносов выше 22%. Партия выступает и против повышения пенсионного возраста (сегодня - 67 лет для мужчин и 65 для женщин) и за обеспечение пенсионным страхованием самозанятых лиц. Кстати, о страховании: социал-демократы предполагают финансирование медицинской страховки в равных долях работниками и работодателями, в чем солидарны с профсоюзами. Также предполагалось расширение участия работников в принятии решений на предприятии (особенно в отношении страховок и зарплат), а также упрощение выборов рабочих советов на предприятиях.
Довольно спорны инициативы СДПГ относительно налоговой политики. Социал-демократы хотят, во-первых, отменить 25-процентный налог на прибыль от вложений капитала (налог на дивиденды). Во-вторых, увеличить налог на наследуемое имущество для богатых. В-третьих, облегчить налоговое бремя - снизить налог на низкие и средние доходы.
Проблемой накануне выборов стало регулирование тарифов в области оплаты труда. Просто по той причине, что оно еще не до конца прописано в законе, и вопрос “по наследству” перейдет следующей правящей коалиции.
Дело в том, что в этом году Конституционный суд ФРГ существенно ограничил полномочия отраслевых профсоюзов в том, что касается регулирования тарифов. Теперь при наличии в организации нескольких профсоюзов действует тот договор о тарифных ставках, который был заключен наиболее многочисленным профсоюзом. Это было сделано с той целью, чтобы отраслевые профсоюзы не “пробивали” какие- либо решения за счет всех сотрудников (как было в случае с протестами работников Deutsche Bahn и Lufthansa). В то же время суд обязал законодательный орган (Бундестаг) принять меры для исключения ситуаций, “когда интересами отдельных профсоюзных групп или секторов пренебрегают в одностороннем порядке”. Во втором случае профсоюзы рассматриваются как независимые субъекты производственных отношений. И новому федеральному правительству придется сделать еще шаг вперед, чтобы организовать отношения между крупными и мелкими профсоюзами.
Безусловно, не стоит забывать и позиции других политических партий. Хотя “зеленые”, левые и “альтернативщики” вряд ли смогут сильно изменить ситуацию в новом Бундестаге (если только не войдут в состав правящей коалиции вместе с выигравшей партией).
“Альтернатива для Германии”, первая популярная ультраправая партия со времен НСДАП, не предлагает ничего конкретного для улучшения положения работающего населения. В своей программе партия настаивает на сокращении налогов, сбалансировании государственного бюджета. А также на установлении минимального размера заработной платы - при том, что “минималка” в стране давно существует и регулируется законодательством. Фактически АДГ не отличается новаторскими шагами в социальной и трудовой повестке, уделяя больше внимания лоббированию выхода страны из еврозоны и критике нынешней “политики открытых дверей”, выступая категорически против “исламизации Европы”.
“Зеленые” традиционно не уделяют особого внимания трудовой повестке в своей программе. Партия говорит о необходимости больше вовлекать в работу людей с ограниченными физическими возможностями, а также улучшать условия труда. Эти расплывчатые формулировки не привносят ничего нового в решение важных для профсоюзов вопросов.
Самая же левая партия ФРГ, с “оригинальным” названием “Левые”, не слишком отступилась от своих привычек в формировании программы социального обеспечения. “Левые” стремятся расширить участие работников в управлении предприятиями, причем как частными, так и государственными, усилить защиту от увольнений по инициативе работодателя, уменьшить рабочий день и налоги.
На данный момент неясно, каким будет коалиционное правительство. Есть, однако, прогнозы на “Ямайку” - союз ХДС/ХСС, СвДП и “Зеленых” (цвета трех партий совпадают с цветами флага Ямайки: черный, желтый, зеленый). Очевидно, что при любом раскладе профсоюзному движению предстоит долгая и напряженная работа с правящей партией или коалицией - а уж договариваться-то немцы умеют.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно