Top.Mail.Ru
Статьи
5

Разрешенные законом методы

Есть одна фраза, приписываемая Салтыкову-Щедрину: “Стоят на коленях, но по глазам видно, что бунтуют”. Фраза эта якобы характеризовала протесты либеральной общественности против разнообразных угнетений свобод царизмом. То есть внешне все выглядит благопристойно, а по сути - протест.

Не будем сейчас вдаваться в обсуждение, хороши или плохи в XIX веке были либералы, которые, кстати, отличались от либералов нынешних. И не будем обсуждать, было ли ниспослано самодержавие свыше или угнетения действительно были. Суть в том, что в самом выражении протеста имело место противоречие. Люди вроде бы против, но выражают свой протест в крайне почтительной и суперзаконопослушной форме…

Мне кажется, что сатирик позапрошлого века описал определенный идеал, к которому нас сегодня направляет целая группа российских властей - регионального и немного федерального уровня. Что имеется в виду?

Сейчас в регионах приняты и реализуются меры по экономии бюджетов. Эта экономия в основном касается льгот и гарантий бюджетников или слабозащищенных слоев населения. Профсоюзы протестуют, устраивая пикеты, посылая петиции, участвуя в трехсторонних комиссиях - в разных местах с разной интенсивностью. Тем не менее такое ощущение, что даже эти, вполне легальные, формы протеста региональными властями воспринимаются как некие формы бунта. За пятнадцать лет - относительно мирных в смысле протестных действий - выросло поколение администраторов, которое не помнит ни миллионных шествий против долгов по зарплатам, ни перекрытий железных дорог, ни шахтеров на Горбатом мосту в Москве. Которое воспринимает несогласие с нарушениями прав работников как деяние против государства, - естественно, отождествляя себя с этим государством.

Из далекого августа 1999 года запомнился диалог Владимира Путина, ставшего тогда в первый раз премьером, с ведущей НТВ Светланой Сорокиной на тему перекрытия железных дорог шахтерами. На вопрос, что будет, если дороги перекроют, Путин ответил: выйдут - тогда сядут. Ответ, кстати, вполне в рамках закона, поскольку перекрытие дорог находится за пределами разрешенных методов. Но вот в чем закавыка - с того момента число разрешенных методов протеста существенно сократилось. И дело не только в том, что торжество закона, за которое выступали “прожекторы перестройки”, оказалось торжеством административной системы, которая в состоянии принять почти любой закон. Дело в том, что даже те методы, которые остаются легальными, интерпретируются как “крайние”, почти что незаконные.

Способов продемонстрировать эту псевдонезаконность - море разливанное. Можно сказать, что это льет воду на мельницу внешнеполитических врагов России. Можно обвинить профсоюзы в популизме. Можно заявить о возможности воспользоваться протестом для разных уголовных элементов. Когда в прошлом году в нескольких регионах профсоюзных активистов, собиравших подписи за “Союз Труда”, тягали в региональные администрации, им вполне ясно говорили: “Что за подпольная работа?” Хотя собирать подписи за легально зарегистрированную партию - это, как бы сказать помягче, вполне законно. Но способность к “несогласованному” действию интерпретировалась именно как подполье. Эсеры и большевики столетней давности, глядя на такое “подполье”, лопнули бы от смеха. Но нашим коллегам-то это говорили вполне серьезно и вполне серьезные люди, облеченные государственным должностями. Сопровождая свои слова, конечно, не угрозами каторги и тюрьмы (спасибо историческому прогрессу). Но в наше интересное время для легальной профсоюзной организации даже угрозы регулярных визитов ОБЭПа и налоговой - вполне неприятны.

Возвращаясь к цитате Салтыкова-Щедрина, нам как бы говорят на новом историческом уровне: “Черт с ними, вашими глазами, бунтуйте ими как хотите. Главное, чтобы стояли в правильной позе”. Извините за прямоту. Региональные власти решают таким образом свои локальные задачи. Поскольку по уровню социального протеста оценивают губернаторов, понятно, что те чисто механически прикручивают крантик недовольства административными методами. И, добившись временного молчания на вверенной территории, считают, что именно это и есть социальный мир с партнерством.

Понятно, что так поступают временщики. Проблема в том, что этому попустительствуют их федеральные контролеры, которые, по идее, должны смотреть на более длительную перспективу. В том числе проводя исторические параллели. Василий Розанов сто лет назад писал о России, которая “слиняла в два дня, максимум - в три”. Не потому ли?

Автор материала:
Александр Шершуков - Разрешенные законом методы
Александр Шершуков
E-mail: info@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Евгений Ланбин
20:56 от 27.03.2017
Вот у меня вопросы возникли. Может кто и ответит.
Вот 26 марта были митинги, по всей России, боролись чего то против коррупции. Борцов с коррупцией разгоняла полиция. Они наверно за коррупцию ? Или борцы боролись не стой коррупцией? Причем здесь Медведев и коррупция - он же премьер министр и возглавляет партию "Единая Россия" ? Почему из уток сделали символ коррупции? Как профсоюзы позиционируются к этим протестам? И будут профсоюзы проводить массовые всероссийские мероприятия в защиту уток, которых несправедливо сделали символом коррупции? Это не гуманное отношение к животным.
Александр Жданов
23:45 от 25.03.2017
Именно поэтому. Недаром поговорка "Русский долго запрягает, но быстро едет" так популярна сейчас.
Подобные методы протеста характерны и для обычных заводов. Более того, есть примеры, когда руководством выпускается приказ, по которому "с согласия рабочих" ущемляются их интересы. Профком такой приказ согласовывает, а потом, когда появляются хоть намеки на недовольство со стороны рабочих, в виде попыток не дать своего согласия на ущемление прав (благо приказ разрешает так поступить) на этих рабочих начинает давить не только руководство, но и профком. А причина проста - приказ согласован с профкомом в рамках социального партнерства и принципа "худой мир лучше доброй ссоры".
Процветает время лояльных и политически правильных руководителей. Профессионализм отступает на третий план, сразу после имения делать красивые отчеты. А простые люди адаптируются, перерождаясь в приспособленцев, которые с преданностью глядят в рот руководителю, а на кухне ему потом "косточки перемывают".
Евгений Ланбин
14:29 от 22.03.2017
Прошу пардона.
Тут как бы просматривается два варианта.
1. Мы соглашаемся, что любое несогласие с .... расценивается как "бунт" . И все делаем "одобрямс" с троекратным коммунистическим поцелуем в засос.
2. Любые законные методы проявления несогласия имеют место. И то это является инструментом для: привлечения внимания, способ быть услышанным, заявить о своем отношении к конкретной проблеме. Для этого использовать все имеющиеся профсоюзные ресурсы.

Есть еще и третий вариант - быть немножко беременным. Высказывать свое мнение - так, что бы не кто не слышал.

Еще раз, пардон. Но тут как то определиться надо, через принятие конкретного профсоюзного документа, где подписанты от всех членских организаций ФНПР признали один из вариантов к использованию и готовность его солидарно применять для достижения конкретных результатов. Что бы не морочить людям голову несознательностью и глухотой социальных партнеров.
Сирко2мед
13:19 от 22.03.2017
Что это ещё за "федеральные контролёры"? Это как раз те, с кого региональные власти и берут пример!
Виталий1
11:22 от 22.03.2017
Вместе с "новым поколением администраторов" вырос и новый пролетариат, который не может позволить себе протесты в прежнем стиле, так как ему есть, что терять (в отличие от братьев по классу начала прошлого века и от размытого и чуть задобренного советского пролетариата). В наше "интересное время" после падения сов. большевиков в условиях как бы демократизации и свободы был пройден путь по дальнейшему размыванию пролетарской идеологии и превращению когда-то активного класса в благодарных (за возможности небывалого никогда ранее "приобретательства") обывателей, которые связывают своё новое социальное положение с первым лицом государства (всё хорошее появилось при нём!). Оказаться неблагодарными и потерять приобретённый статус "всё как у людей!" выше их сил. А госэлита вместе с работодателями пользуется этим себе во благо, одновременно молясь за сохранение первого лица.

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика