Рисунок: Дмитрий Петров / архив "Солидарности"
На первом совместном заседании общественных советов при Министерстве труда и Министерстве экономического развития была рассмотрена пока лишь проблема “отпускных” компенсаций расходов на проезд работникам-северянам. Также речь зашла о возможной отмене большинства северных льгот...
В апреле прошлого года по требованию Конституционного суда был введен единый принцип выплаты “компенсаций расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно” всем работникам-северянам (ФЗ-50 от 2.04.2014). Всем - независимо от форм собственности организации и источников финансирования работодателя. Но проблема в том, что в зависимости от региона размеры компенсаций сильно разнятся, что ставит работодателей в неравные условия и вызывает нарекания. При этом индивидуальные предприниматели ссылаются на то, что не являются “организацией” в правовом смысле и не должны подпадать под действие этого закона. А местные власти, финансирующие оплату отпусков бюджетникам, жалуются на непомерные расходы и просят налоговой льготы и дополнительных трансфертов из бюджета.
Вопрос обсуждался в апреле этого года на заседании Госсовета при президенте РФ. Глава государства и премьер-министр поручили правительству учесть жалобы бизнеса. И разработать поправки к законодательству, направленные “на уменьшение сумм компенсаций за счет средств работодателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства”. Вице-премьер по “социалке” Ольга Голодец разослала соответствующее директивное письмо в Минфин, Минтруд и Минэкономразвития. Министерства же погрязли в разногласиях и делегировали решение вопроса своим “советам мудрецов”...
Совместное заседание общественных советов при Минтруде и Минэкономразвития началось с почти получасовым опозданием. Чиновники, редко встречающиеся с “чужими” общественниками, долго знакомились, а уже знакомые - вспоминали былое. Помимо членов обоих советов, присутствовало немало гостей, среди них - руководители Нефтегазстройпрофсоюза и секретарь ФНПР Олег Соколов.
От Минтруда выступил директор департамента комплексного анализа и прогнозирования Виталий Колбанов. Он сообщил, что Минтруд не поддерживает позиции Минэкономразвития и Минфина. Например, финансовое ведомство призвало ограничить размер компенсаций, “установив в качестве эквивалента некий процент от средней зарплаты или оклада работника”, и распространить этот принцип на всех работодателей, а не только на некрупный бизнес. Минтруд выступил против, так как это ставит работников-северян в неравные условия, зависящие от места проживания.
Минтруд считает, что необходимость “скидки” некрупному бизнесу при выплате “отпускных” компенсаций работникам-северянам не предполагает корректировки трудового законодательства. И предлагает экономическому блоку правительства выработать механизм компенсации с применением “налоговых инструментов” (льгот), не портя Трудовой кодекс. Или оказать дополнительную помощь некрупному бизнесу за счет увеличения господдержки и покрытия выпадающих доходов в рамках официальной подпрограммы “Развитие малого и среднего предпринимательства”. Тем более что об этом - хотя бы о частичной компенсации из бюджета затрат работодателей - просят почти все “северные” регионы.
Позицию Минэкономразвития огласил замминистра Олег Фомичев. Он кратко обрисовал картину предпринимательских стонов с мест и выступил резко против новых предложений о поддержке бизнеса за счет госпрограмм.
- Это тогда все расходы по госпрограмме в разряд социальных пособий, что ли, надо переводить, а потом и саму программу можно закрывать, - сказал Фомичев. И добавил: - Сейчас мы фактически наказываем бизнес за ведение дел на Севере, и он уходит оттуда, уходит в тень. Мы с бизнеса не только налоги берем, но еще вот и компенсации разные...
Минэкономразвития предложило установить для некрупного бизнеса не минимальный, а фиксированный предельный размер “отпускной” компенсации, выше которого никто ничего стребовать с хозяина не сможет. Либо, как компромисс, некий “единый коэффициент” для расчета размера компенсаций - впрочем, его еще предстоит разработать. В любом случае, МЭР предлагает избавить от этого обязательства индивидуальных предпринимателей - и отдать им на выбор: если считает, что способен платить компенсацию, то заплатит, нет - значит нет...
Выступление чиновника возмутило председателя Росуглепрофа Ивана Мохначука.
- Вообще-то для ИП не надо делать исключений, - заявил профлидер. - Если он нанимает работников, то должен платить им все положенные компенсации, а государство пусть помогает работодателю, попавшему в трудное положение. Вот и госпрограмма есть.
Мохначуку решил дать отпор член ОС при Минэкономразвития Павел Кадочников, проректор Всероссийской академии внешней торговли. Выступление получилось в духе незабвенных 90-х и доставило немало “радости” представителям профсоюзов. Вузовский менеджер заявил, что “вся система таких льгот и компенсаций устарела, ее надо кардинально менять, она блокирует трудовую мобильность, и мы уже делаем первый шаг к открытию большого ящика Пандоры”.
Здесь от “локальной” проблемы чуть не перешли к глобальным: Мохначук сразу же вспомнил о чиновничьих планах по отмене большинства северных гарантий и компенсаций, что приведет к уменьшению зарплат и ликвидации гарантированной части заработка. (Напомним, что чиновники Минфина с конца прошлого года выступают с инициативой “постепенно” прекратить начислять районный коэффициент и процентную надбавку на зарплату и не предоставлять дополнительный трудовой отпуск за работу на “северах”.) Мохначук потребовал объяснить, почему “социальное государство” отказывается от своих функций и не желает помогать работнику: “Вы фактически хотите лишить работников-северян части положенных им выплат, а на каком основании?!” По словам Мохначука, если государство настолько плохо исполняет свое предназначение, что не в состоянии платить северянам, то это проблема не работника: “Тогда государству надо помогать людям напрямую - деньгами, возить туда хлеб, воду, как было раньше. Или государство должно людей “с северов” переселить за счет бюджета, а не оставлять их там без нормальной работы!”
За чиновников и работодателей вступились представители некрупного бизнеса (ОПОРА и “Деловая Россия”), а также другие чиновники Минэкономразвития. Они призвали профактивиста “говорить по теме” и принялись доказывать, что “малого бизнеса на Севере просто не будет”, а “в госбюджете не хватает средств”. Так у вас денег в бюджете никогда нет, парировал Мохначук: “Просто надо не перекладывать все на тех, кто вам налоги платит, а чиновникам министерств сесть и детально посчитать, как изыскать средства и определить механизмы!”
- Считали уже, - флегматично обронил Фомичев.
- Значит, плохо считали! - оборвал Мохначук. И пригрозил: - Я когда к вам приду (на следующий совет) - я там посчитаю, как надо!.. Если у нас правительство бросает работников на произвол судьбы, оно уже совсем не в те ворота пошло!..
Спор затянулся, и завершать заседание пришлось волевым порядком. Председатель ОС при Минтруде Елена Тополева-Солдунова и зампред ОС при Минэкономразвития Петр Фрадков призвали спорящих остановиться. И подумать о том, какие рекомендации властям выработать. Может, даже совместные, ибо формат мероприятия к тому побуждает...
Однако выяснилось, что ничего объединяющего советам выработать не удастся, Тополева-Солдунова предложила “суммировать все предложения членов обоих советов и дать их перечень в итоговом документе”. Это ж лучше, чем ничего.
На том и порешили: все предложения членов обоих ОС сдадут в специальную комиссию, которая подготовит совместный протокол. В нем перечислят конкретные предложения и отразят позиции всех заинтересованных сторон, в том числе Минтруда и МЭР.
В апреле прошлого года в Трудовой кодекс вернули упраздненную 122-м законом (о “монетизации льгот”) норму, по которой компенсации за проезд к месту отдыха и обратно работодатели обязаны выплачивать всем работающим жителям Крайнего Севера, а не только бюджетникам. До января 2005 года, когда вступил в силу 122-й закон, трудовое законодательство обязывало все действующие на “северах” организации компенсировать работнику стоимость проезда его и членов его семьи один раз в два года к месту использования отпуска и обратно. И такая компенсация много лет предоставлялась всеми организациями независимо от их размеров, организационно-правовой формы и источников финансирования.
С “монетизацией льгот” все изменилось. Часть 8 ст. 325 ТК РФ предписывала работодателям, не относящимся к бюджетной сфере и работающим на Севере, в колдоговорах (локальных нормативных актах, трудовых договорах) устанавливать “отпускные” компенсации работникам. Работодатели-частники на “северах” трактовали эту норму как “рекомендательную” и никаких пунктов об обязательности компенсаций в свои внутренние документы не вносили.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
по вопросам охраны труда в угольной промышленности по вопросу
«Комплексное обеспечение безопасности труда в угольной промышленности»
12 августа 2015 года Кемерово
КТОРН: При проведении специальной оценки условий труда рабочих мест, согласно утвержденной Методике, был исключен микроклимат на открытой территории как вредный фактор и отнесен к несчастным случаям. При этом на предприятиях по ведению открытых горных работ он играл одну из ключевых ролей. На текущее время анализ результатов СОУТ позволяет сказать, что более 70 % рабочих мест по итоговой оценке из классов 3.3 и 3.2 перешли в класс 3.1 и класс 2. Согласно Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях» установлены государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в данной местности». Получается, что жить в данных климатических зонах вредно, а работать нет. Планируются ли изменения в Методику при рассмотрении микроклимата на открытой территории как вредного фактора?
КОРЖ В.А.: Коллеги, я вас призываю не употреблять открытую территорию со словосочетанием «микроклимат». В медицинской энциклопедии под редакцией академика Петровского (Большая медицинская энциклопедия, гл.редактор Б.В. Петровский, 1981; при этом ряд энциклопедий таких как: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг., Большая Российская Энциклопедия. 1994 г., Советская энциклопедия. 1982—1984 гг. имеет второе значение словосочетания микроклимат - климат ограниченного участка земной поверхности, отличающийся от климата окружающих территорий)* «микроклимат» - это климат в производственных помещениях, на открытой территории – климат. У меня по этому поводу есть более радикальное предложение. Я предлагаю всем вместе, сообществу с экспертами подготовить и издать Правила по охране труда при выполнении работ на открытой территории в условиях пониженной (повышенной) температур с четкими рекомендациями времени работы, градации при допустимых температурах, времени перерыва, обогрева, условиях защиты работников при выполнении работ на открытой территории. Это первое. Второе: это будет наше (Министерство труда)* предложение, мы будем с ним выходить или предлагать всем вместе сделать такой документ. Потому, что есть, к примеру, рекомендации для работы при повышенных температурах. А почему это только рекомендации? Давайте сделаем работодателю «путеводную звезду» касательно требований как обеспечивать условия труда работников, если технологический процесс подразумевает работу на открытой территории в тех или иных температурных условиях. Пока что Трудовой Кодекс имеет расплывчатое понятие, давайте зафиксируем это в нормативном акте. Теперь по поводу компенсации. Я бы не стал разделять «жить» и «работать» на две разные фазы. Вообще люди там находятся. Обычно мы работаем там, где живем и живем там, где работаем за исключением вахтового метода труда как особой формы трудового процесса. Поэтому Государство, признавая, что там особые условия, дает им различные виды компенсаций. Мне представляется не вполне правильным и за то, что человек после работы проживает и за то, что работает давать двойные компенсации – это компенсируется. А защищать человека в условиях различных климатических аномалий нужно введением абсолютно четких и ясных, логичных требований к организатору работ – работодателю. В Методику по проведению СОУТ мы подготовили некоторые поправки, понимая, что на открытой территории могут быть не только внешние климатические проявления. Металлурги, нам например, обоснованно написали, что у них на коксохимических производствах есть вопросы, что когда человек находится на открытой территории, но там очевидно воздействуют технологические источники тепла. Тепловые потоки по технологии и по трудовому процессу воздействуют на человека.
* - примечания автора.
Отсюда смею предположить,что рычаги отмены льгот для северян и районам к ним приравненным уже подготовлены. осталось их только запустить...
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно