Фото автора
В настоящий момент на территории Ижорских заводов предприятия действуют сразу три первички профсоюза. В этом клубке противоречий есть все: и миллионы пропавших профсоюзных средств, и непримиримая борьба первичек, и целый букет уставных нарушений, да и просто нескончаемые конфликты амбиций профсоюзных лидеров. Корреспондент “Солидарности” съездил в Cеверную столицу и застал положение в крайней степени запущенности.
24 апреля, в день, когда новый номер газеты увидит свет, в Подмосковье состоится заседание президиума ЦК профсоюза машиностроителей России, на котором будет рассмотрена непростая ситуация на Ижорских заводах. Главным образом, дело касается организационной составляющей...
- Эта история тянется с конца 1980-х годов, - рассказывает председатель Ленинградской областной (Санкт-Петербургской) организации профсоюза машиностроителей России Виктор Калинин. - Профсоюзная организация Ижорских заводов, будучи тогда одной из крупнейших в регионе, вышла из Ленинградского обкома профсоюза рабочих тяжелого машиностроения и, во-первых, стала одним из учредителей будущей Ленинградской федерации профсоюзов, а во-вторых - напрямую вошла в ЦК профсоюза рабочих тяжелого машиностроения, который существовал до 1990 года.
Однако в марте 1991 года был учрежден профсоюз работников тяжелого машиностроения РСФСР, переименованный позднее в профсоюз машиностроителей России. Кроме того, уже в декабре 1991 года был создан Российский профсоюз машиностроителей и приборостроителей. А 16 февраля 1995 года две эти организации объединились, образовав единый профсоюз машиностроителей РФ, который и по сей день существует в таком виде. И вот именно с тех пор профорганизация Ижорских заводов автоматически перешла на обслуживание ЦК нынешнего профсоюза машиностроителей России - вплоть до 2011 года. И это было первое серьезное нарушение устава, потому что, как известно, первички, какими бы громадными они ни были, не могут входить в ЦК напрямую, если при этом функционируют территориальные организации отраслевого профсоюза.
Для того чтобы хоть немного понять происходящее в профсоюзных организациях предприятия, необходимо не только окунуться в историю примерно двадцатилетней давности, но и понять структуру самих Ижорских заводов - что она представляла собой раньше и какова сейчас.
После развала СССР Ижорские заводы - флагман отечественного машиностроения, около 30 тысяч работников, - были приватизированы, тем самым их акции оказались распределены среди большого числа портфельных инвесторов. В 1998 году предприятие попало в сферу интересов Кахи Бендукидзе и его промышленного холдинга “Объединенные машиностроительные заводы” (Группа “Уралмаш-Ижора”). В итоге ему удалось сконцентрировать 80% акций предприятия, которое и вошло в ОМЗ.
Почти сразу после этого производственная база Ижорских заводов начала распродаваться по частям. Например, прокатный стан-5000, бывший технологической площадкой Ижорских заводов, был продан “Северстали”. Уникальный сталелитейный комплекс для производства спецстали и отливок практически любой сложности был разбит на отдельные юридические лица (ООО “ОМЗ-Спецсталь” и ООО “ОМЗ-Литейное производство”), хотя они взаимно дополняли друг друга. А производство экскаваторов для горнодобывающей отрасли было выведено в ООО “ИЗКартекс им. П.Г. Коробкова”.
В настоящий момент главным акционером Ижорских заводов по-прежнему остается ОМЗ - у холдинга более 58% акций предприятия. С той лишь разницей, что теперь основным собственником самого ОМЗ (Группа “Уралмаш-Ижора”) является ЗАО “Форпост-менеджмент”, контроль над которым (85% акций) принадлежит “Газпромбанку”.
Но и даже сейчас из 670 гектаров территории Ижорских заводов около 420 га занимают сторонние предприятия, не имеющие отношения к ОМЗ. Всего - около 150 юридических лиц: собственники промышленных объектов, арендаторы, подрядчики. Причем процессы реструктуризации, слияний, объединений и вывода объектов из одного ООО в другое идут постоянно.
- В начале 90-х Ижорская профорганизация насчитывала 20 с лишним тысяч человек, - говорит председатель профсоюза машиностроителей России Николай Шатохин. - И после объединения они нам в таком виде и достались по наследству. На уровне ЦК несколько раз принимались решения об их вхождении в территориальную организацию, но не выполнялись. И, видимо, мы, Центральный комитет, виноваты в том плане, что не проявили должной настойчивости и не определились, что с ними делать.
Действительно, у нас на руках подборка постановлений президиума ЦК, обращений 2006 - 2007 годов бывшего (Геннадия Трудова) и нынешнего председателей профсоюза в адрес главы профкома ППО “Ижорские заводы” Николая Алексеева с требованием решить вопрос о вхождении в Ленинградский (СПб) обком профсоюза работников машиностроения. Все впустую.
Реорганизационные процессы на Ижорских заводах 2000-х годов начали влиять на целостность единой профсоюзной организации. В 2005 году на территории предприятия была организована еще одна ячейка профсоюза машиностроителей - ППО ОАО “Ижорские заводы” цеха № 6, которая появилась в самостоятельном юрлице - ООО “ОМЗ-Металлоконструкции”.
- Скажу честно, тогда мы разговаривали с Алексеевым на предмет статуса новоиспеченной первички. Я поставил условие: либо его единая первичная организация наконец-то вступает в нашу территориальную, и тогда мы закрываем все вопросы по нарушению устава профсоюза, и у нас будет одна организация профсоюза машиностроителей на территории Ижорских заводов, либо я ставлю на учет вторую. Он отказался, - рассказывает Калинин.
Как показывает время, и этот шаг был не совсем оправданным, потому что впоследствии цех № 6 снова перевели в состав ОАО “Ижорские заводы” - а это две профорганизации в одном юрлице, в нарушение того же устава. Тем не менее, забегая вперед, скажем, что сегодня цех № 6 находится в составе другого юридического лица - ООО “ИЗ-Картекс им. П.Г. Коробкова”. Эта профорганизация сейчас, к слову, насчитывает порядка 300 человек и состоит в обкоме на профобслуживании. По иронии судьбы, и там есть члены профорганизации “Ижорские заводы”, которую возглавляет Алексеев.
И раз уж мы заговорили о дне сегодняшнем, добавим, что в декабре прошлого года бывший член профкома ППО “Ижорские заводы” Сергей Рябиченко создал еще одну профячейку профсоюза машиностроителей России, объединившую пока всего лишь 37 работников. Эдакая “сборная солянка” из председателей именно заводских цехкомов (а не других юрлиц), не пожелавших работать вместе с Алексеевым. И в январе 2013 года новая профячейка тоже была принята обкомом отраслевого профсоюза на полное профобслуживание.
- Нет, меня не смущает наличие трех первичек на территории ижорской промышленной площадки ОМЗ, - подчеркнул Виктор Калинин. - Мы приняли их на основе закона и нашего устава. А если еще одни захотят? Да ради бога!
Здесь вот что удивительно. В то время как отраслевой профсоюз на разных уровнях (обком, ЦК) не мог заставить ППО “Ижорские заводы” под председательством Алексеева вступить в территориальную организацию, когда на площадках завода начали плодиться профсоюзные сущности, в дело вмешался... работодатель. Равиль Урусов, пришедший на должность генерального директора ОАО “Ижорские заводы” в мае 2010 года, сразу отметил нездоровую ситуацию в профсоюзной среде на предприятии. По словам Калинина, именно под давлением гендиректора (каким образом - можно предположить далее) некогда единая заводская организация вступила-таки в Ленинградскую областную (СПб) организацию профсоюза машиностроителей. Сие историческое событие состоялось 21 апреля 2011 года.
И вот тут-то начинается самый “кайф”. Выяснилось, что за время самостоятельного плавания, когда на протяжении многих лет попросту игнорировались постановления и обращения ЦК профсоюза, в хозяйстве Алексеева в 2009 году пропало более 19 млн рублей профсоюзных денег. Об этом стало известно в марте прошлого года, когда в Ленинградский обком профсоюза пришло письмо за подписью директора по безопасности ОАО “Ижорские заводы” Олега Махно, который на основании слов самого Алексеева поделился данной щекотливой информацией.
- В 2003 году, когда мы еще состояли в единой профорганизации, было принято коллегиальное решение о продаже акций предприятия, которые имелись в распоряжении ППО, с тем чтобы вырученные деньги затем куда-нибудь вложить, - рассказывает председатель ППО ОАО “Ижорские заводы” цеха № 6 профсоюза машиностроителей Марина Даморацкая. - Итого выручили 6,7 млн рублей, которые были вложены в три компании. Дальнейшая судьба этих средств нам до недавнего времени была неизвестна.
- Это был Хеджевый фонд, компании “Энергокапитал” и “Эктоинвест”, - пояснил корреспонденту “Солидарности” сам председатель ППО “Ижорские заводы” Николай Алексеев. - Считаю, мы очень хорошо вложились, потому что в 2007 году на расчетный счет профкома вернулось около 18 млн рублей. Далее профком принял решение опять вложить эти деньги. Но выбор компании профкомом не обсуждался, что мне сейчас и ставится в вину, и, может быть, превышение моих полномочий в этом было - что единолично, самовольно распорядился этими деньгами. Однако коллегиальный орган принял принципиальное решение - вложить, а мне было поручено выбрать компанию. Я и выбрал “Эктоинвест”.
Как следует из упомянутого письма Олега Махно, соответствующее генсоглашение “Об оказании услуг на организованном рынке ценных бумаг” между ППО “Ижорские заводы” и ЗАО “Финансовая компания “Эктоинвест” было подписано Алексеевым 7 февраля 2007 года. Примечательная деталь: ревизионная комиссия профсоюза машиностроителей РФ, которая со 2 по 4 июля 2007 года проводила проверку финансово-хозяйственной деятельности заводской профорганизации, этот момент отразила, подчеркнув, что “ППО “Ижорские заводы” наряду с уставной деятельностью ведет предпринимательскую деятельность, в соответствии с уставом ЦК, размещая временно свободные средства в ценные бумаги ЗАО “ФК “Эктоинвест”, что не противоречит закону о некоммерческих организациях”.
- На тот момент у этой компании был наш бывший заводской профилакторий, они вели его реконструкцию, - рассказывает далее Алексеев. - Брали кредиты в Международном банке Санкт-Петербурга, потому что своих денег не хватало. В общей сложности у них было порядка 500 млн рублей кредитов. И когда в 2008 году финансовый рынок обрушился, они не смогли вернуть кредиторские задолженности, а банк за долги отобрал у них отель. Вот этот момент я прозевал и деньги оттуда вовремя не вывел.
- Вы ощущаете свою ответственность за то, что деньги вот так взяли и пропали? - поинтересовался корреспондент “Солидарности”.
- Конечно, да. Если бы деньги были, сегодня не было бы этих проблем.
Естественно, о положении в ППО постепенно стало известно, скажем так, широкому кругу лиц - настолько, что авторитет некогда огромной профсоюзной организации был капитально подорван. Кто же из простых работяг поверит, что 19 млн рублей просто так взяли и “прозевались”? Сомнения есть и у нас, но мы ни в коем случае ничего не утверждаем без решения компетентных органов. Как следствие, из организации начался мощный отток членов профсоюза, но - зачастую в другие профячейки, поддержанные обкомом. Что, конечно же, вносит определенный раздрай в отношения между профлидерами предприятий, расположенных на ижорской площадке.
Впрочем, и раньше профчисленность в ППО “ИЗ” неуклонно снижалась. На 1 января 2010 года она составляла 2453 человека из числа работающих, на 1 января 2011-го - 2184 человека, годом позже - 1980 человек. По состоянию на 1 апреля 2013 года в ППО “Ижорские заводы” числятся всего 1076 работающих на предприятии профсоюзников, за год потеряна почти тысяча!
- Знаю, что Алексеев часто высказывает обвинения в мой адрес, дескать, я специально раскалываю профдвижение на заводе, поддерживая другие первички, - говорит Калинин. - Но ты посмотри, у тебя же люди давно уже бегут из организации!
Конечно, эта ситуация никого устраивать не могла, и логичный вопрос об объединении всех первичек с выбором одного председателя поднимался еще год назад. И, как ни парадоксально, опять при непосредственном участии бывшего гендиректора ОАО “Ижорские заводы” Равиля Урусова. По словам Калинина, именно он стал инициатором объединительной конференции, которая могла состояться уже в прошлом году. Еще раз: ни обком, ни ЦК повлиять на Алексеева никак не могли, а тут вдруг по настоянию Урусова ППО “Ижорские заводы” и в территориальную организацию вошла, и приняла участие в объединении непримиримых друзей. Чудеса, да и только.
- При Урусове мне предлагали нормальную работу с окладом в 120 тысяч рублей, я мог спокойно уйти, - подтверждает Алексеев. - Почему не ушел? Потому что за мной висел незакрытый долг.
- А разве вы его вернете?
- Нет, я его не верну, но, по крайней мере, решением конференции вопрос уже решен.
Речь идет о конференции, состоявшейся 28 августа прошлого года, которую профком ППО “ИЗ” провел без предупреждения вышестоящей организации. Зачем? Дело в том, что после провала объединительной конференции (Урусов ушел с поста гендиректора, и “мыши снова пустились в пляс”) 6 августа 2012 президиум областного комитета издал постановление о созыве внеочередной конференции ППО “Ижорские заводы”, запланированной на 12 сентября, с говорящей повесткой дня: “О положении в первичной профорганизации в связи с систематическим невыполнением уставных требований, решений ЦК профсоюза, грубым нарушением финансовой дисциплины, значительным выходом членов профсоюза из организации”.
- Написали бы сразу - о снятии Алексеева, а не о каком-то мифическом положении, - говорит председатель ППО “ИЗ”. - Под вывеской “о положении” планировалось объявить о том, что Алексеев вор, его надо снять и тут же провести объединительную конференцию. Сразу избрать нового председателя, нового зама и, возможно, объединиться. Поэтому пришлось упреждающе провести конференцию 28 августа, не дожидаясь сентября.
Ну, то есть явное неподчинение вышестоящей организации просто даже и не скрывается. Корреспондент “Солидарности” видел итоговые решения этой конференции, однако Николай Алексеев не разрешил снять с них копию или хотя бы сфотографировать на планшет. Но два самых “классных” момента в них автор материала все-таки отразил. Первое - это то, что взыскание дебиторской задолженности в сумме 19 604 тыс. рублей было признано нереалистичным (сами себе простили). И второе - это подготовка предложений по рассмотрению возможности выхода ППО “ИЗ” из состава Ленинградской областной (СПб) организации профсоюза машиностроителей РФ. Мрак.
Мрак - и с другой стороны баррикад. За все вышеописанные “подвиги”, за неподчинение вышестоящим профорганам, за ущерб профсоюзу в размере 19,6 млн рублей, за массовый отток членов профсоюза постановлением президиума обкома от 20 сентября 2012 года Николаю Алексееву... был объявлен выговор.
С 25 по 27 февраля уже этого года на территории ижорских промплощадок работала специальная комиссия ЦК профсоюза машиностроителей, которая тщательно разбиралась во всей этой истории. Вот только некоторые выводы:
1. Конференция от 28 августа 2012 не может быть признана законной, потому что нарушен порядок выбора делегатов на эту конференцию. Решения конференции не могут быть признаны легитимными и подлежат отмене вышестоящим профорганом.
2. Необходимо провести работу с ППО ОАО “Ижорские заводы” (председатель - Сергей Рябиченко) и ППО ОАО “Ижорские заводы” цеха № 6 (Марина Даморацкая) по реорганизации в виде слияния либо присоединения друг к другу, потому что они являются организациями одного юридического лица.
3. Обкому предложено обратиться в правоохранительные органы на предмет правомерности действий Николая Алексеева с имуществом ППО “ИЗ”, повлекших причинение материального ущерба организации.
4. Центральному комитету и обкому - принять меры по отстранению Алексеева от должности председателя ППО “ИЗ” и рассмотреть вопрос об исключении его из профсоюза машиностроителей РФ.
5. Внести предложения по изменению (дополнению) устава профсоюза, положения о первичной профорганизации и других нормативно-правовых документов, исключающему возникновение подобных ситуаций.
Вся эта история опять говорит о необходимости серьезных изменений в структуре профсоюзов, жесткой централизации финансовых потоков, усилении профсоюзной дисциплины, координации совместных действий по профсоюзной вертикали. Потому что подыгрывание каким-то “особенным” крупным первичкам, многолетнее закрывание глаз на нарушения устава, бесконечные предупреждения - все это ни к чему не приводит. Вернее, приводит - к тому, что профсоюз эти организации просто теряет, вместе с людьми, которых должен защищать.
4 апреля 2013 состоялась отчетная конференция ППО “ИЗ”, на которой вопрос о выходе профорганизации из Ленинградской областной (СПб) организации профсоюза машиностроителей РФ был решен положительно.
- Я понимаю, что нас в ЦК, скорее всего, не примут. Поэтому мы останемся сами по себе. Но члены профкома на конференции об этом говорили и решили, что лучше уж без обкома. Вступление в обком в 2011 году было большой ошибкой, - констатировал Алексеев.
- Мы получили от них соответствующие документы в пятницу, 19 апреля, однако в соответствии с уставом не имеем права принять их в ЦК, - подчеркнул председатель профсоюза Николай Шатохин. - 24 числа на заседании президиума ЦК мы первым делом отменим это решение профкома ППО “Ижорские заводы”. Следующим шагом будет рассмотрение вопроса о применении к Алексееву мер уставного воздействия - вплоть до исключения его из профсоюза машиностроителей РФ.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно